Ади Грантх

Ади Грантх – Священное писание сикхов, букв. перевод: Изначальная книга
Другое название Писания – Гуру Грантх Сахиб (букв. – Господин Гуру Книга)
Часто к названию Книги добавляют слово Сири, т.е. великий.
В Книге представлено Слово всех сикхских Гуру.
Сири Гуру Грантх Сахиб (в дальнейшем – СГГС) сегодня выполняет функцию Гуру, это одиннадцатый сикхский Гуру.

Первый вариант Ади Грантх составил пятый сикхский Гуру – Гуру Арджун. Помогал ему в этом его родственник, поэт Бхаи Гурдас. В Книгу вршли сочинения всех предыдущих Гуру, начиная с Гуру Нанака и 2216 сочинений самого Гуру Арджуна, а также некоторые другие образцы духовной литературы такие как сочинения Кабира и некоторых поэтов-бхактов. Завершение работы над книгой и торжественное помещение её в Харимандир произошло в 1604 году. Позднее книга была дополнена сочинениями последующих сикхских Гуру. Десятый Гуру – Гуру Гобинд Сингх перед смертью придал ей исключительное сакральное значение: Ади Грантх стал Вечным Гуру. Об Ади Грантх сикхи всегда говорят как о живом существе.

Гуру Грантх

Гуру Грантх Сахиб – это не просто сикхское писание. Сикхи относятся к Грантх (священной книге) как к живому Гуру. Священный текст представлен на 1430 страницах и содержит запись слов, действительно произнесённых основателями сикхской религии и поэтами-бхактами.
Гуру Грантх Сахиб = Ади Грантх
Статус Гуру был передан Гуру Грантх Сахиб последним сикхским Мастером, Гуру Гобинд Сингхом Джи в 1708 году. Гуру Гобинд Сингх сказал перед своей кончиной, что сикхи должны относиться к Грантх Сахиб как к следующему Гуру. Гуру Джи произнёс: «Саб Сикхан ко хокам хэ Гуру Манио Грантх», что означает: «Все сикхи должны принять Грантх как Гуру». Таким образом, если сегодня вы спросите сикхов, они скажут, что в общей сложности в сикхизме 11 Гуру (10 в человеческой форме и Сири Гуру Грантх Сахиб).

В сикхском храме, Гурудваре, Грантх Сахиб занимает главное место Дарбар Сахиба, или главного зала. Священная книга лежит на возвышающейся платформе и накрыта очень красивой тканью. Само возвышение также накрыто пологом, украшенным дорогими материалами. Шрифт, который используется в книге, называется Гурмукхи (дословное значение «из уст Гуру»). Он произошёл от старинного письма Брахми и таких шрифтов как Деванагари и других – Шадра, Такри, Махаджани, и др.

Послание Сири Гуру Грантх Сахиба

1 сентября 1604 года священное писание сикхов, называемое теперь Сири Гуру Грантх Сахиб, было впервые водворено в Харимандир Сахибе, или Золотом Храме, в Амритсаре. Написание книги было завершено к 30 августа 1604 года. Священная книга включает гимны, написанные сикхскими Гуру, святыми и мудрецами разных религий. Это писание содержит важное послание для всего человечества.

Сикхи верят в то, что Гуру Грантх Сахиб даёт несравненное руководство и совет для всей человеческой расы. Это факел, освещающий путь человечеству через Кали Югу (эпохи тьмы) к жизни в мире, спокойствии и духовном просветлении. Слова Гуру Грантха обращены ко всем народам Мира.

Гуру Грантх превосходит сословия и касты. Он принадлежит не только сикхам. Наряду с учением шести сикхских Гуру это писание провозглашает слова одиннадцати индуистских и семи мусульманских поэтов-бхагатов, а также многих поэтов-бардов. Ни одна другая религия не включает в свои священные книги высказывания представителей других почитаемых религий.

В СГГС говорится о жизни в Истине, уважении к другим, смирении, спокойствии, мире, благословениях, высших нравственных стандартах, равенстве, совместном мирном существовании и т.д. Эти качества приведут человечество к высшему уровню жизни, когда каждый будет одновременно ощущать и гордость, и смирение быть частью чистого общества.

Того, кто следует учению СГГС и принимает его как своё Духовное Руководство, называют сикхом. Также последователь учения СГГС называется Гурмукхом, что дословно означает «следующий за Гуру».

Далай Лама говорил: «Мы кланяемся этому великому Грантху, составленному 400 лет назад. С тех пор это писание распространяет послание любви и мира для всего человечества. XXI век свидетельствует о революции в технологии, и человек совершенствует свои умения, однако в отношениях между народами отмечается явная деградация. Цель всех религий – сотворить добропорядочного человека».

Все люди мира равны

Гуру Грантх Сахиб провозглашает послание равенства всех существ. В нём строго запрещается любая дискриминация. Основной сикхский принцип заключается в том, что Бог – наш всеобщий Отец, а значит, отсюда проистекает братство всех людей. Никто не считается выше или ниже – «Считайте всё человечество как Одно» (Акал Уштад 15.85). Таково было предписание Гуру Гобинд Сингха. Гуру пошли дальше простого заявления о равенстве. Они провозгласили труд, направленный на социальное служение (севу), важнейшим двигателем духовного продвижения. «Осуждены те руки и стопы, которые не выполняют севу; все действия, кроме севы, бесполезны» (Бхай Гурдас, Варан, XXVII. 10). Сикху запрещено просить милостыню. Ему предписывается зарабатывать себе на жизнь честным трудом своими руками и делиться заработанным с другими.

Гуру распознавали во всех Высшую Душу, Господа, пронизывающего всё сущее.

Те, кто поют Восхваления Господу, Хар, Хар, обретают высшее положение;
они более всего возвышены и признаны. (СГГС с.446)

Сири Гуру Грантх провозглашает концепцию равенства, подчёркивая тот факт, что все мы сотворены из одной и той же плоти, крови и костей, и у каждого из нас один и тот же свет Бога внутри – и это наша Душа. Связующие кирпичики у всех нас одни: одно дыхание. Мы все сделаны из одной глины: внутри всех нас один и тот же свет.
Один Свет пронизывает всё многообразие и множество существ.
Этот Свет смешивается с ними, но при этом не разбавляется и не скрывается.

По Милости Гуру я пришёл, чтобы увидеть Одного.
Я жертвую себя Истинному Гуру. (СГГС стр. 96)

 

Женщины равны с мужчинами

Женщиной рождён мужчина, внутри женщины он был зачат, с женщиной он сочетается браком.
Женщина становится его другом, через женщину приходят следующие поколения.
Когда женщина умирает, он ищет другую женщину; к женщине он привязан.
Зачем же называть её плохой? От женщины рождаются короли.
От женщины рождается женщина, без женщины не было бы никого.
О, Нанак, только Истинный Господь без женщины.
Благословенны и прекрасны уста, неустанно поющие восхваления Господу.
О, Нанак, их лица будут сиять во Дворе Истинного Господа. (СГГС с.473)

Сам Возлюбленный наслаждается каждым сердцем;
он находится в сердце каждой женщины и каждого мужчины.
О, Нанак, Возлюбленный пребывает везде, но Он скрыт;
Он открывается через Истинного Гуру. (СГГС с.604)

На земле и на небе я не вижу другого.
Во всех женщинах и мужчинах сияет Его Свет. (СГГС с.223)

 

Один Бог для всех

Сикхизм строго монотеистическая религия. Это означает, что сикхи верят в одного Бога и единственную Реальность. Никакой бог или богиня, никакая сила, подобная Сатане, не обладает такой же реальностью, как Бог. Лишь один только Господь заслуживает поклонения, и высочайшее завершение существования, освобождение, или мукти, приходит лишь через Поклонение Господу. Все остальные поклонения фальшивы, и драгоценный дар этой человеческой жизни тратится на них впустую.

Помимо монотеизма, сикхизм также подчёркивает и такую философскую идею, как монизм.
Монизм – это вера в то, что восприятие всех наших чувств – это лишь Майя, иллюзия. ТОЛЬКО Бог есть единственная «Непреходящая Реальность». Все формы, подверженные Времени, уйдут. Лишь Реальность Бога будет длиться вечно. Согласно этой философии, различия, создаваемые ограниченным человеческим мышлением, приводят к себялюбию, эгоизму, ненависти. Поскольку не существует ничего, кроме Бога, человек Бога видит во всех существах реальность Бога.

Есть только Один Высший Господь Бог, и нет больше никого.
Душа и тело принадлежат Ему; что в радость Ему, то и приходит, чтобы уйти. (СГГС с.45)

 

Говори и живи истинно

Человек должен быть честным, будь он индуист или мусульманин, или представитель ещё какой-либо религии. Тело, загрязнённое ложью, не может быть очищено через омовения в святых реках или посещение святых мест. Чистота ума также необходима.

Нечистота ума ведёт к таким порокам, как гнев, похоть, привязанность, эго и жадность. Если ум не очищен от этих зол, то очищение тела не поможет, даже если человек примет миллионы омовений. Беспокойный ум не может соприкоснуться с любовью Бога. Постоянная практика аскетизма и покаяния не поможет жить истинной жизнью. Гуру Нанак объясняет в Джапджи Сахиб, как стать истинным и как разорвать завесу лжи.

Как можно стать истинным и как разорвать завесу лжи?
О, Нанак, написано, что ты должен повиноваться
Хукаму Его Указа и идти Путём Его Воли. (СГГС с.1)

Один Господь в его сердце.
Истинны его поступки; истинны его пути.
Истинно его сердце; истинно то, что он говорит своими устами.
Истинно его видение; истинная его форма.
Он раздаёт Истину и распространяет Истину.
Тот, кто распознаёт Высшего Господа Бога как Истину – о, Нанак,
то смиренное существо поглощено в Истинном Одном. (СГГС с.283)

В Истине я сижу и стою; я вкушаю и произношу Истину.
С Истиной моё сознание, я собираю сокровища Истины и пью тонкую суть Истины.
В доме Истины Истинный Господь защищает меня;
я с любовью произношу Слова Учения Гуру. (СГГС с.1011)

 

Обуздай пять пороков

Гуру Грантх говорит, чтобы мы контролировали свои животные инстинкты гордыни/эго, гнева/соблазна, жадности/желания, привязанности/зависимости и похоти/пристрастий, т.н. пять зол (или пороков).

Похоть, гнев, эгоизм, зависть и желания уничтожаются пением Имени Господа. (СГГС с.1388)

В истине осознаётся Истинный Господь, когда человек
с любовью настраивается на Него с однонаправленным сознанием.
Похоть и гнев берутся под контроль, когда дыхание не блуждает беспокойно вокруг.
Пребывая в стране Бесформенного Господа, осознавая Хукам Его Указа,
человек достигает Его созерцательной мудрости. (СГГС с.1395)

 

Живи согласно Хукаму (указу) Бога

Сикх или человек Бога должен жить, принимая указ Бога (хукам) легко и без эмоциональной боли.
Живите в удовлетворённости и Чарди Кале, позитивном отношении.

Отказываясь от интеллектуальных умствований,
о, смиренные слуги Господа, понимая Хукам Его Указа,
вы обретёте спокойствие.
Принимайте с наслаждением всё, что делает Господь;
в спокойные времена и времена страданий медитируйте на Него. (СГГС с.209)

 

Практикуй смирение, доброту, сострадание, любовь

Такие добродетели, как Истина (Сат), удовлетворённость (сантокх), Любовь (Прем), Сострадание/Милость (дайя), Служение (сева), Благотворительность (дана), прощение (ксама), смирение (нимрата), терпение (дхирджх), непривязанность (вайрагья) и отречение (тэйга) – это фундаментальные составляющие сикхской религии и этики. По другую сторону находятся главные пороки, которые разрушают праведную жизнь человека. Это гнев (кродх), эгоизм (аханкара), жадность (лобх), похоть (кама), одержимость (моха).

Первое, это Молитва Господу; второе – удовлетворённость; третье – смирение и четвёртое – благотворительность. Пятое – это обуздание желаний.
Вот пять самых величайших ежедневных молитв. (СГГС с.1084)
Смирение – это слово, прощение – это добродетель, и сладкая речь – это волшебная мантра.
Нося эти три одежды, о, сестра, ты очаруешь своего Мужа Господа. (СГГС с.1384)

материал подготовила и перевела Жанна Волкова (Хари Картар Каур), 01.09.2009