Пять преград, или пять зол:
    · Кам (похоть)
    · Кродх (гнев)
    · Лобх (жадность)
    · Мох (привязанность)
    · Аханкар (эго)

Пандж викар

Пять зол, или пять воров, (панчадокх или пандж викар), согласно сикхизму и сикхскому писанию Гуру Грантх Сахиб, – это пять основных слабостей человека, вступающих в противоречие с его духовной сутью. В общем смысле зол намного больше, однако выделена группа именно из пяти зол, мешающих человеку на его духовном и нравственном пути.

Итак, в группу из пяти зол входят: Кам (похоть, зависимость), Кродх (гнев, ярость), Лобх (жадность к материальному), Мох (привязанность, одержимость мирским) и Аханкар (эго, гордыня).
Слово «зло» имеет в языке Пенджаби скрытый смысл:
    · пап (грех),
    · докх (порок) или
    · килбикх (загрязнение).

Цель духовного пути

Как описано в Гуру Грантхе, изначальная цель духовного пути человека – укрощение пяти внутренних зол. Эти пять зол не должны оказывать никакого влияния на ум человека, которому следует находиться выше их и за их пределами. Долг человека – жить так, чтобы эти пять страстей человеческого сердца не оказывали на его жизнь никакого влияния. Жить в преданности Богу в позитивном духе, Чардикала, и в Его Милости (Хукам). Помнить Бога в Наам Симран (памятование об Имени Бога), участвовать в Служении Общине (Сева) и практиковать Пять Добродетелей.

Пять зол отступают, если человек предпринимает эти шаги. Действия человека, включившего эти шаги в свою повседневную рутину, становятся чистыми (Нирмал) и дают вознаграждение его душе; также его покидает негативность. Часто смешивают такие понятия как аханкар и хауме. Однако хауме не включен в пятёрку зол и рассматривается как высшее зло, лежащее в корне всех пяти пороков. «Хау» означает «я», и «ме» также означает «я». Таким образом, хауме – это концентрированность на себе, вера в своё индивидуальное существование. С этой точки зрения, аханкар (гордыня) рассматривается как ответвление от хауме.

Утверждение «я, я» идёт вразрез с утверждением «Ты».
Сознание «самосуществования», или своего собственного существования (сва-бхава или атма-бхава), в корне противоположно сознанию существования Бога. В системе, где единая реальность Бога (ик онгкар) является первым принципом, не может быть места реальности «индивидуального существования» или «своего собственного существования», отдельного от существования Бога или же присутствующего параллельно ему. Сказать, что Бог – это единственная реальность, означает признать то, что нет никаких других реальностей, которые принадлежали бы кому-то ещё, и нет никого, кто мог бы утверждать, что у него есть своя собственная независимая реальность. Истина заключается в том, что в хауме нет никакой Истины.

Тем не менее, эта нереальная реальность, эта ложная истина – хауме – очевидно существует. Она нереальна и фальшива с точки зрения Бога, который является единственной абсолютной Реальностью; и она реальна и истинна с точки зрения пленённых созданий, загнанных в круговорот сансары. Эти создания приняли свою собственную реальность; каждое пленённое сансарой создание убеждено в своём существовании; это убеждение расцветает невежеством по отношению к реальности Бога. Не может существовать такого явления, как сосуществование Бога и не-Бога. Реальность и ложность не могут сосуществовать. Таким образом, если есть осознание реальности Бога, то отсутствует своя собственная реальность, и, наоборот: там, где есть осознание своей личной реальности, или хауме, отсутствует осознание реальности существования Бога.
В Писании сказано, что Бог осознаётся только тогда, когда стирается эгоизм (Гуру Грантх, стр. 750):

Хауме дже та кант саме.
Человек сливается с Господом, только когда его эгоизм исчез
.
(Дословный перевод)

Пять зол – похоть, гнев, жадность, привязанность и эгоизм – расцветают на почве веры в индивидуальное существование человека. Отвергая доктрину своего собственного существования, или веру в индивидуальную реальность, святые одним движением вычёркивают целый список зол. Желание, гнев, алчность, одержимость, себялюбие, страсть, ревность, лицемерие, гордыня, обман, ложь, насилие, сомнение, невежество и другие виды порочности, перечисленные в Гуру Грантхе, не влияют на того, кто превзошёл самого себя и нашёл свою суть в реальности Бога. Освобождение (мукти мокх) означает угасание всех зол во главе с хауме.

Стремящийся к освобождения должен в первую очередь освободить себя от ярма пятёрки зол. Без отвержения этих кардинальных зол невозможно продвигаться к осознанию Бога. Кабир говорит: «Только тот лелеет Стопы Господа, кто свободен от желания, гнева, жадности и привязанности» (Гуру Грантх, стр. 1123).

По материалам статьи Л.М. Джоши, 
вошедшей в книгу "Коммуникация: обвинение или освобождение"