Акал Такхат [Akal Takhat] (альтернативное написание — Тахт, Taht) – трон безвременности или трон Бессмертного (букв. перевод: Акал – Вне смерти, Тахт или такхат – трон).

Всего в индийском сикхизме пять Такхатов.
Эта статья – о высшем Такхате, который расположен возле Харимандир Сахиб.

Есть четыре других такхата, установленных пантхом (сообществом) в течение прошлого столетия: Кешгарх Сахиб (Анандпур), Патна Сахиб, Хазур Сахиб, Дамдама Сахиб. Часто Золотой храм в Амритсар называют такхатом.


Акал Тахт в Амритсаре, Пенджаб, Индия

Первоначально именовался Акал Бунга.
(Акал Бунга – букв. перевод: Обитель Вневременного)
Акал Тахт
Здание Акал Тахта расположенно прямо напротив Харимандир Сахиб. Акал Тахт был заложен шестым сикхским Гуру, Гуру Харгобиндом, как символ политического суверенитета и как место, где рассматриваются и решаются духовные и мирские проблемы сикхов.

Гуру Харгобинд [совместно с Баба Буддой и Бхай Гурдами] лично установил плиту высотой около 3 метров.
[Говорят, что первоначальный Такхат представлял собой простую платформу высотой 3–3,5 метра, на которой Гуру сидел как король при дворе, окруженный символами королевской власти (зонтик и опахало) и выполнял королевские задачи по приему петиций и отправление правосудия.]
Сегодняшний Акал Тахт представляет собой большое 5-этажное здание из мрамора с золотым куполом и по архитектуре сильно отличается от первоначального здания, построенного Гуру Харгобиндом.

Гуру джи поднял высоту платформы до двенадцати футов, бросая вызов королевскому указу Джехангира о том, что никто, кроме самого Императора, не может сидеть на высоте более трех футов. Гуру Харгобинд регулярно сидел на поднятой платформе Тахт со всеми знаками королевской власти и отправлял правосудие во всех спорах сикхов [1 фут = примерно 30.5 см].

Акал Тахат был построен чуть ниже, чем Харимандир Сахиб, чтобы показать более высокую значимость Харимандира. Подобный баланс и соотношение между духовной и светской властью был заложен и в распорядок дня Гуру Харгобинда. Гуру выдвигал на первый план святыню/храм с ее духовной функцией, а на второе место — платформу трона с ее утверждением суверенитета и временной власти. Распорядок дня Гуру был таким: утро начиналось с поклонения в Харимандире; затем Гуру отправлялся на охоту, а днём ​​собирал аудиенцию у Акала Такхата; вечером он возвращался в храм для молитв, а ночью возвращался в Акал Тахт, чтобы послушать песни о героических подвигах.

Именно из Акал Тахта было объявлено, что хукамнамы (постановления или приказы) дают указания или разъяснения по любому вопросу сикхской доктрины.

Когда Гуру Харгобинд торжественно открыл платформу-фундамент 15 июня 1606 года (в настоящее время отмечается 2 июля), то надел два меча: один указывал на его духовную власть – Пири, а другой – на его временную (политическую) власть — Мири.


Через два года после того, как Ади Грантх был установлен в Харимандир-Сахибе, его составитель Гуру Арджан Дев Джи был схвачен и замучен до смерти по приказу императора Великих Моголов Джехангира. Джехангир предложил Гуру Арджуну принять ислам и прекратить проповедовать сикхизм. Но Гуру Арджун отказался и принял мученическую смерть.

Смерть Гуру Арджуна изменила концепцию сикхизма кардинально. Сикхское сообщество заняло непримиримую позицию против несправедливости и капризов правителей-тиранов. Смерть Гуру внесла кардинальные изменения в миссию и цели пантха.

Перед смертью, предвидя близкий конец, Гуру Арджан в прощальном послании своему сыну попросил его «сесть полностью вооруженным на трон Гуру, создав армию». И Гуру Харгобинд сделал это.

Харгобинд принял титул Гуру в 1606 году, после трагической кончины отца. Харгобинду тогда было 11 лет!