Харимандир Сахиб
посмотреть Золотой храм изнутри в 3D

Название Харимандир Сахиб происходит от двух слов: «Хари» (Бог) и «мандир» (Дом) и означает «обитель Бога». Обычно употребляется в сочетании со словом Sri – великий.
Эта гурудвара известна также как Шри Дарбар Сахиб.

[Sri – великий, Darbar – суд, Sahib – господин. В сикхизме при использовании вместе означают Суд Гуру. Слово Дарбар обычно используется для обозначения главного зала любой гурудвары и в наименовании здания Харимандир Сахиб].

Гурудвара Харимандир Сахиб находится в Амритсаре (столица штата Пенджаб, Индия).

В украшении храма использовано много золота, поэтому Харимандир часто называют Золотой храм (Golden Temple). Каждый день, читая ардас (молитвы), сикхи всего мира молят о возможности посетить Шри Амритсар и совершить поклонение в храме Шри Харимандир Сахиб.

У Гуру Арджуна, пятого Нанака, возник замысел создать центральное место поклонения для сикхов, и он сам нарисовал план храма Шри Харимандир Сахиб. Ранее Гуру Амар Дас Сахиб, третий Нанак, нарисовал чертеж священного пруда (Амритсар или Амрит Саровар), но воплотил его в жизнь уже Гуру Рам Дас под руководством Бабы Будхи Джи. Землю под строительство сикхские гуру приобрели еще раньше у местных заминдаров (феодалов-землевладельцев) частично за плату, частично в подарок. План строительства города также был готов. Таким образом, устройство Саровара (пруда) и строительство города начались одновременно в 1570 году. Работы были завершены в 1577 году, тоже одновременно.

По желанию Гуру Арджуна первый камень в основании храма заложил мусульманский святой Хазрад Миан Мир Джи из Лахора. Это произошло первого числа месяца магха 1645 года по летоисчислению Бикрам Самбат (декабрь 1588). Строительством руководил лично Гуру Арджун. Его помощниками были такие выдающиеся сикхские личности, как Баба Будха Джи, Бхаи Гурдас Джи, Бхаи Сахло Джи и многие другие преданные сикхи.

Гуру Арджун не стал возводить храм на возвышенности, как это принято в индуистском зодчестве, а вместо одних ворот, типичных для индуистских храмов, сделал по входу с каждой из четырёх сторон. Так был создан символ новой веры. Гуру сделал храм открытым для каждого, вне зависимости от касты, пола или вероисповедания.

Строительство храма было завершено первого числа месяца бхагун суди 1661 года по летоисчислению Бикрам Самбат (август-сентябрь 1604 года). Гуру Арджун поместил в храме только что завершенную книгу “Гуру Грантх Сахиб” и назначил Бабу Будху Джи первым грантхи, то есть чтецом Гуру Грантх Сахиб. После этого события храм получил статус “Атх-Сатх-Тиратх”. Теперь у сикхов появился собственный тиратх, главное место паломничества.
Darshani deori
Шри Хармандир Сахиб построен на квадратной платформе (67х67 футов, примерноо 400 кв.м.) в центре Саровара (пруда). Площадь самого храма составляет 144 кв.м. Войти в храм можно с востока, запада, севера или юга. В начале моста возвышается арка Даршани Деори примерно 3 метра высотой и 2,6 метра шириной. Дверные створки арки изысканно украшены. Двери открываются на мост, ведущий к главному зданию Шри Харимандир. Длина моста – 62 м, ширина – 6 м.
Харимандир и Пардакшна
Мост соединен с Пардакшной (круговой дорогой), ширина которой – почти четыре метра. Пардакшна описывает кольцо вокруг всего храма (и озера) и ведет к Хар ки Паури (ступеням Бога). На первом этаже Хар ки Паури непрерывно читают Гуру Грантх Сахиб.

И с архитектурной, и с функциональной точки зрения Главным строением комплекса Харимандир Сахиб является трёхэтажное здание с фасадом, обращенным к мосту и украшенным стрельчатыми арками.

Крыша первого этажа расположена на высоте восьми метров и со всех сторон огорожена парапетом высотой 1,2 м с четырьмя беседками по углам. Точно над залом главного святилища возвышается третий этаж, представляющий собой небольшую квадратную комнату с тремя входами. Здесь также постоянно читают Гуру Грантх Сахиб.

Над этой комнатой возвышается низкий рифленый свод, гумбаз, у основания украшенный рельефным орнаментом из лепестков лотоса. На верху этот свод в форме перевернутого цветка лотоса имеет калаш, завершающийся изысканной чхатри (беседкой).

Архитектура храма представляет собой уникальное сочетание мусульманских и индуистских зодческих традиций. Храм считается одним из величайших архитектурных творений мира. Часто говорят, что со строительством этого храма в искусстве Индии зародилась самостоятельная сикхская архитектурная школа.

пер. с англ.: Татьяна Зюликова, источник: http://sgpc.net