§3 Новая философская система?

В отличие от своего современника Валлабхачарьи, Гуру Нанак не разработал сложной религиозно-философской системы. Он не написал комментариев к «Бхагавад-Гите» на народном языке, как его предшественник Джнянешвар, чьи труды стали основой религиозных движений Махараштры. Мысли Гуру Нанака были подобны семенам, прорастающим из земли, в которой их закопали. Землей было его окружение, семенем — горячее желание облегчить участь людей. Он не стремился синтезировать разнородные религиозные системы. Он создал прочную основу, чтобы взрастить на ней истину, терпимость и обострённое чувство долга. Его мысли были продиктованы общественной необходимостью. Он открыто осуждал тех, кто живёт на подаяния.

Гуру Нанак выступал против нищенствования и говорил (Ади Грантх, стр. 1245):

Ghali khaay kichhu hatnthu dehi Nanak rahu pachhanhi say
Питайся лишь тем, что зарабатываешь в поте лица своего, и даже из этого отдавай другим.
Следующие этим путем найдут истинный путь.

О йогах он отзывался столь же неодобрительно (Ади Грантх, стр. 1245):

Makhatoo hoi kai kann paraay
Тот, кто не способен зарабатывать себе на жизнь, надрезает себе уши (становится йогом).

Это порицание относится к лентяям и бездельникам, но была и ещё одна категория нищенствующих йогов — богачи, которые отказывались от своих богатств и становились нищими. К этому классу принадлежали даже некоторые раджи и правители. Но Гуру не делал поблажек и для них. Они тоже должны исполнять свой долг, а не бежать от него. Гуру Нанак говорит (Ади Грантх, стр. 954):

Rovhi raje kaan paraay Ghar ghar maghi bhikhia jay.
Раджи рыдают (раскаиваются).
Они просят милостыни, ходя от двери к двери. Они прокололи себе уши.

Столь же неодобрительно Гуру относится и к мусульманским муллам (Ади Грантх, стр. 1245):

Gian vihoona gawai git Bhukhe mulan ghare masiti.
Лишенный знания мулла превращает свой дом в мечеть (чтобы собирать пожертвования).
Он поет песни (чтобы разжалобить других).

Итак, мы видим здесь отличительную особенность учения Гуру Нанака: он не соглашается с другими средневековыми святыми, которые восхваляли миску для пожертвований и поощряли аскетизм. У Гуру Нанака была иная миссия: не бежать от общества, но изменить его, стереть границы между кастами — таково было его горячее желание. Он был против ношения священной нити — символа принадлежности к высшим кастам. Всю жизнь он не носил этого знака отличия. Он считал, что принадлежит к низшей касте, с ней он и отождествлял себя.

Неотъемлемой частью бхакти Гуру Нанака были социальные преобразования, именно поэтому в конце концов сикхизм появился как новое учение, со всем пылом новой веры. В случае других святых и современников Гуру Нанака этого не произошло.

В «Энциклопедия религии и этики» (том II, стр. 335) говорится о Чайтанье следующее:

Как часто случается с реформаторскими движениями в Индии, отличительные черты учения и поклонения постепенно сгладились, среда и общественный порядок оказались слишком сильны, и произошел возврат к ортодоксальному вайшнавизму. Нет никаких статистических данных об их современном числе и активности, и они мало чем отличаются от остальных индусов теистической веры, поклоняющихся той или иной форме Вишну.

Несмотря на все попытки вернуть сикхизм в лоно индуизма, сикхи не поддались влиянию среды и общественного устройства. Но какой от того вред, даже если это произойдет? Я бы хотел сказать несколько слов по этому поводу. Когда британцы правили Индией, в сикхах интересовало их только одно — боевые качества сикхских солдат. Вспомним, что некогда сорок процентов северо-индийской армии составляли сикхи. В 1928 году майору А.Э. Беристоу было поручено исследовать влияние среды на сикхов. Привожу две цитаты из отчета майора Беристоу:

В индийской армии приветствуется, что сикхи чувствуют себя отдельной и отличной от других нацией. Их национальную гордость поощряют всеми доступными средствами, а британские офицеры выказывают почтение «Грантх Сахиб» — священному писанию сикхов. Причины такой политики просты: если сикх возвращается к индуизму, к его суевериям и порочным общественным обычаям, он, как правило, утрачивает большую часть своих боевых инстинктов и сильно деградирует как боевая машина…
 
Очевидно, что политика индийской армии направлена, и при том совершенно справедливо, на то, чтобы сохранять веру сикхов в её первозданной чистоте, так как любое отступление от ортодоксальности не только снижает боевую ценность сикхского солдата, но в то же время неизбежно влечёт за собой враждебное отношение к британской власти.

Последнее предложение вышеприведенной цитаты на самом деле означает, что, утрачивая традиционную веру, сикх начинает по-другому относиться к своему долгу.

Далее