§5 Шунья по Гуру Нанаку

Как я упоминал выше, Гуру употребляет слово шунья в особом смысле. Шунья для него не только садхана, но и одна из сил Творца, как и майя. Творец порождает мир явлений с помощью обеих этих сил. Процесс сотворения начинается с шуньи, продолжается майей и оканчивается снова шуньей. Созидание и разрушение постоянно сменяют друг друга, цикл постоянно повторяется:

Snunhu dharti akasu upaay Rnana Hoia Bodhia puras hoay siad. (Ади Грантх, стр. 1242)
Binu thnma rakhay sachu kal pay
Tri bhawan saji mekhuli maia api upaay khapada
(Ади Грантх, стр. 1037).
Из шуньи сотворены Земля и Небо.
Они стоят без опоры, держась на одной истине.
Три мира связаны узами майи. Он создаёт и разрушает.

Кратко перечислим различия во взглядах мадхьямики и Гуру Нанака

Негативная позиция, которую занимает мадхьямика, стала для неё онтологической самоцелью.
Гуру же воспринимал шунью как садхану.
Для него это смерть, после которой человек восстаёт для новой жизни — жизни, полной сострадания ко всему человечеству.

Как уже упоминалось выше, Гуру Нанак говорит, что все йоги созерцают шунью. Гуру же стремится повлиять на них и изменить их взгляды. Свидетельство тому — его труд «Сиддха гошти».
Гуру побуждал йогов принять Истину вместо того, чтобы созерцать пустоту.
В Ади Грантх говорится (стр. 945):

Sachu aradhia gurmukhi taru tari Nanak boojhai ko vichari
Если ты созерцаешь истину, ты будешь освобождён милостью Гуру.
Но подобные мудрецы встречаются редко.

Однако истина Гуру Нанака – не то же самое, что истина буддизма, где она приравнивается к нирване. Истина Гуру Нанака включает в себя концепцию имманентной реальности мира, но не ограничивается ей.
Нанак говорит (Ади Грантх стр. 580):

Sachu Siranda sacha janiai sachra parwadgaro
Jini apini apu sajia sachra alakh aparo.

Познай истину. Истина есть творец и истина есть вседержитель.
Истина сама создаёт себя. Она непознаваема, она непостижима.

И в другом месте (А.Г., стр. 52):

Sachu karta sachu karnharu
Sachu Sahiba sachu tek.

Истина есть Господь. Истина есть убежище.
Истина есть Творец. Истина есть первопричина всего.

Гуру Нанак отождествлял истину с Единым, с Единым Богом. В этом отождествлении заключается разительное отличие его понимания от понимания буддистов. Оно так же отличается от всех тех аморфных оттенков значения, с помощью которых в йогических культах обозначались разные степени шуньи.

Гуру Нанак использует слово истина с двойной целью. Во-первых, он противопоставляет конкретную реальность призрачному ‘ничто’ шуньи. Во-вторых, он укрепляет нравственность, пренебрежение которой привело к всеобщему безразличию к своему долгу.

И снова Гуру отождествляет Истину с Единым. Так и должно быть. Истина должна быть одна. Если её раздробить, она утратит свою непогрешимость и достоверность. Гуру Нанак подчеркивает это отождествление с двойной целью. Он стремится заполнить ноль шуньи и сократить троицу личностных богов: Брахмы, Вишну и Шивы. В «Сиддха гошти» (Ади Грантх, стр. 946) Гуру Нанак даёт определение йога:

Gurmukhi jogi jugti pachhanai Gurmukhi Nanak eko jariai.
Йог, признающий Единого, постигает сущность йоги.

И в другом месте (Ади Грантх, стр. 943):

Antri bahri eko janai
Он должен постичь Единого, обитающего внутри и снаружи.

И снова (Ади Грантх, стр. 940):

Eke kaau eka jafiai haumai dooja doori kia.
Познай Единого как одну истину. Второе – это твое тщеславие, отринь его.

Итак, мы видим, что монотеизм Гуру Нанака возник непосредственно из столкновения с шуньявадой. Говоря это, я не отрицаю влияния ислама, но он оказал лишь укрепляющее воздействие.

Можно отметить, что в Гуру Нанаке отразился путь Шанкарачарьи. Первоначально Шанкар верил в карма-канду, но затем его привлёк идеализм. Однако его соприкосновение с хинаяной сингальского типа привело к выкристаллизации философии адвайта-веданты.

Буддистской теории, что всё есть иллюзия, Шанкара противопоставил неизменную реальность, скрытую за завесой иллюзии. Шанкара горячо полемизировал с неведическими ересями посредством виварта-вады, распространяя джняна-маргу. Гуру Нанак противостоял нравственной нестабильности шуньявады, возникшей из махаяны, с помощью бхакти, распространяя культуру преданности и познания Высшего.

Для миссии Гуру Нанака сложились достаточно благоприятные условия. Уже существовал мусульманский теизм и духовный поток поэтов-святых, который набирал силу и скорость и уже питал иссохшую почву.

Далее – Заключение