Заключение

Монотеизм Гуру Нанака развился на почве индийской мысли. Это не был элемент, заимствованный из арабских источников.

Важнейшим стимулом в религиозной истории Индии был буддизм. Шанкара столкнулся с хинаяной, в которой путь к уничтожению иллюзий лежит через этическое самообуздание. Гуру Нанак соприкоснулся с культами, возникшими из махаяны, от которой ответвились шуньявада, йогачара, ваджраяна, сахаджаяна. Так как эти школы придавали огромное значение метафизике шуньи, их этика полностью отрицала первоначальную нравственность хинаяны. Победоносный монизм Шанкары дал начало санньясе. Монотеизм Гуру Нанака принёс на смену шунье единую реальность, которую он отождествляет с истиной и тем самым закладывает метафизическую основу нравственности. Это породило общественные преобразования, к которым так стремился Гуру Нанак.

Далее, часть 2