§4 Учение Нанака и учение о Шунье

Гуру Нанак говорит (Ади Грантх, стр. 452):

Jogi snuni dheavani jete alakh namu Kartaru.
Все йоги сосредоточены на шунье,
(но только для того, чтобы просить милостыни),
они восклицают “алакх!” (Непознаваемый) – эпитет Творца.

Эти йоги несли в себе семена развращенности, возникшие из метафизики пустоты.

Мадхьямика занимала крайнюю позицию, утверждая, что бытие само по себе лишено реальности. Последователи этой школы верили, что порожденное причинами возникает не само по себе и, следовательно, не существует само по себе. Они проповедовали, что мир постоянно порождается видимостью, лишён вещественности и поддерживается только пустым существованием. Другими словами, всё их учение можно заключить в следующем парадоксе: всё в мире существует благодаря тому, чем оно не является, и обязано своим существованием этому не-бытию, на котором оно зиждется. Согласно их наставлениям, мудрость заключается в том, чтобы осознать пустотность всего сущего, и тогда это знание приведёт к цели, то есть к Нирване.

Шунья в Ади Грантхе

В «Ади Грантх» шунья понимается по-другому. Как упоминалось выше, прямое влияние на сикхское понимание шуньи оказала мадхьямика. Кроме того, на это понимание косвенно повлияла хатха-йога. Однако в сикхской литературе шунья утратила свое онтологическое значение. Она стала лишь методом самообуздания, средством контроля над желаниями. Шунья стала символом хорошо организованной и дисциплинированной жизни. В «Ади Грантх» сказано (стр. 332):

Jiwat marai marai phuni jiwai a’say Snuni Samaia
Человек должен умереть для себя, чтобы воскреснуть для жизни.
Вот как нужно погружаться в шунью.

Идея о том, чтобы умереть для себя и воскреснуть для высшей жизни, часто повторяется в «Ади Грантх».
Гуру Нанак говорит (А.Г., стр. 940):

Jiwatu marai ta subhu kichhu soojhai Antari janai sarb dia
Если ты умрёшь для себя, то познаешь всю истину.
Ты ощутишь сострадание, которое объединяет все живые существа.

Заключённая в этих словах идея кажется метафизической и отвлечённой. Яснее та же мысль выражена в труде Эрнеста Ренана (1823-1892), цитату из которого я привожу:

Чтобы поступать в этом мире праведно, необходимо умереть в себе. Человек существует, чтобы свершать великие дела на благо человечества, чтобы возвыситься над тем низменным существованием, которое влачит большинство людей.

С точки зрения смерти в себе, шунья – это процесс очищения ума, способ опустошения сознания, это дисциплина, осушающая желания и скрытые пристрастия ума. Во всём этом выражается отрицание. Очевидно, что это негативный аспект. Но сикхское священное писание не останавливается на нем, а идёт дальше. Оно не задерживается на негативном. Оно утверждает, что через негативное человек должен возвыситься. Феникс должен возродиться из собственного праха и воспарить к Небесам. Для Гуру Нанака негативный и позитивный аспект неразрывны. Они происходят вместе и вместе образуют единую дисциплину реализации истины.
Гуру Нанак говорит (А.Г., стр. 436):

Andinu rata manu bairagi snuni mandali gharu paia
Adi purukhu aprmparu piara satigur alakhu lakhaia

Отрешённый ум, постоянно направленный вовнутрь, сделал своим обиталищем сферу шуньи.
Через гуру мне открылся возлюбленный, живущий за пределами мира,
Изначальный Господь, Непознаваемый.

Далее