Мардана (согласно притчам о Гуру Нанаке) сопровождал Гуру в его путешествиях и аккомпанировал ему на рубабе (рабаб или рубап – струнный щипковый музыкальный инструмент).

ребекИногда в сикхских источниках можно найти упоминание о том, что Мардана играл на ребеке (струнный смычковый инструмент). Достоверно о Мардане мало что известно. Сохранились только Джанам сакхи¹ о Гуру Нанаке, в этих историях упоминается и Мардана, нет никаких исторических летописей.

Бхай Мардана родился в мусульманской семье в той же деревне, что и Нанак джи в 1459 и был первым последователем Нанака и верным спутником в его удаси. Бхай Мардана сопровождал Гуру Нанака Дев Джи в его путешествиях по Южной Азии.
По легенде Нанак увидел как мать Марданы плачет и спросил её: В чём дело? Та ответила, что все её дети умирают в раннем возрасте и она чувствует, что и этот её сын скоро умрёт. Нанак спросил её: «Как зовут твоего сына?»
– Марджана, – ответила она. Марджана означает на пенджабском “скоро умрёт”.
Тогда Нанак спросил мать, готова ли она отдать ему своего сына, чтобы ей не пришлось нести бремя смерти своего ребенка. Та согласилась и отдала своего сына Гуру Нанаку, чтобы тот позаботиться о нём. Нанак заверил Мардану, что отныне люди в его клане не будут умирать в раннем возрасте и дал ему новое имя Мар-да-на.
Мар-Да-На означает «Не умирает».


1. Сакхи или Джанамсакхи (janamsakhi) – памятник пенджабской житийной литературы XVII—XVIII вв., содержат рассказы об эпизодах из жизни основателя сикхизма Гуру Нанака.
Джанам означает Воплощение, сакхи – свидетельство.
Эти тексты, популярные в сикхской истории, рассматриваются учёными как мнимые агиографии истории его жизни, полные чудес и путешествий, построенные на сикхской устной традиции и некоторых исторических фактах. Первые Джанамсакхи были составлены между 50 и 80 годами после смерти Гуру Нанака, большинство других были написаны в 17-м и 18-м веках. Самый большой Гуру Нанак Пракаш с около 9700 стихов был написан в начале 19-го века.