Гуру Нанак
1469-1539

Гуру Нанак родился 15 апреля 1469 г. (Бхаи Гурдас указывает иную дату рождения – 20 октября) в деревне Талванди вблизи Лахора (сейчас находится на территории Пакистана). Отец Нанака, Кальян Чанд, деревенский учётчик-бухгалтер, вёл налоговую документацию в имении мусульманского землевладельца Раи Булара, принадлежал к клану Беди местной касты кхатри. Будущий гуру родился в доме родителей матери согласно местным обычаям и потому был назван Нанак Чанд. Словом нана называют деда по матери, а нанакея – это родная семья матери.

Биография прописана достаточно подробно в агиографической литературе джанам сакхи (букв. пер.: истории о рождении). Джанам сакхи – это собрания коротких историй (притч) о жизни гуру, записанные на языке панджаби шрифтом гурмукхи.
Первые Джанам сакхи написаны ближе к концу XVI d& и сохранились в нескольких вариантах изложения, таких как Бала, Мехарбан, Ади и Пуратан джанам сакхи. Разные джанам сакхи отличаются друг от друга по размеру и содержанию, но созданы в едином стиле легенд, мифов и аллегорий. Сказочные истории Джанам сакхи основаны на фактах реальной биографии Гуру Нанака и содержат типичные для житийной литературы наставительные притчи, результаты народного творчества. Они не знакомят слушателя с личностью учителя, но имеют воспитательно-морализаторское назначение.
Мифологизация гуру – основателя учения, некоторым образом даже расходится с тем посланием людям, которое он оставил. К счастью его собственные стихи и гимны сохранились в Ади Грантхе.

Две¹ притчи, сакхи, о Гуру

1. Когда Нанаку исполнилось 7 лет, его стали готовить к школе, но мальчик не хотел ни учить буквы, ни читать книги. Однако в первый же день в школе он удивил учителя тем, что записал по памяти на грифельной доске непонятные знаки, которые, как потом выяснилось, оказались акростихом на все 35 букв будущего священного сикхского алфавита гурмукхи, и в них содержались ответы на многие важные вопросы.
Главный стих гласил: «Кто истинно образован? Не тот, кто знает буквы алфавита, а тот, кто понимает истину через них». Эти стихи считаются самым первым сочинением Нанака и включены в Ади Грантх.

2. В Султанпуре в августе 1507 года возрасте 38 лет Нанак услышал призыв Бога посвятить свою жизнь служению людям и испытал мистическое откровение.
В одно прекрасное утро Нанак отправился искупаться в протекавшей неподалёку реке Баин. Во время купания он внезапно исчез. Его искали и не нашли. Обнаружили Нанака на берегу реки третий день. Он долго молчал и ничего не объяснял. Затем произнёс²: «Нет ни индуса, ни мусульманина». Джанам сакхи и сикхская традиция говорят, что всё это время он общался с Богом. В этот период таинственного отсутствия ему было видение Всемогущего Бога, который поручил ему задачу поведать миру Божественное Имя (НАМ).

Нанак и МарданаВидимо сразу после этого Нанак начал проповедовать в своей деревне, а затем отправился в своё первое большое путешествие, удаси. Странствия растянулись на 24 года…

Гуру Нанака в странствиях сопровождал мусульманин по имени Мардана, верный ученик и последователь Гуру.
Мардана аккомпанировал Нанаку на рубабе или ребеке³, когда Нанак исполнял гимны и читал проповеди.

По окончании своих удаси Нанак поселился в Картарпуре, где и провёл последний период своей жизни (1521-1539). Эту деревню он основал на правом берегу реки Рави. Население деревни составили его ученики. Гуру сам обрабатывал землю, чтобы обеспечить свою семью. Община росла вокруг Нанака. Это было братство мужчин и женщин, занятых повседневными житейскими делами. Многие ученики приходили в Картарпур и жили с Гуру некоторое время, а затем возвращались в свои деревни. Гуру ввёл совместное пребывание и сидение рядом мужчин и женщин, всех, независимо от социального положения, касты или веры. Они ели общую еду в общинной трапезной гуру-ка лангар.Нанак проводил ежедневное общинное моление киртан, во время которого обращался к общине с проповедью. Нанак написал много гимнов, позднее они были включены в Ади Грантх.

Предчувствуя, что кончина приближается, гуру Нанак проэкзаменовал своих сыновей и последователей и наиболее подходящим на роль своего преемника счёл бхаи Лахну.
Второго сентября 1539 года Гуру Нанак передал Учительство Бхаи Лахна и дал ему новое имя Гуру Ангад Дэв.
Нагак положил перел Ангадом в знак признания его новым Гуру пять медных монет и кокос и склонился к его ногам. Таким образом обряд назначения нового гуру проводился и в следующие разы.
Гуру Нанак Дэв покинул своё физическое тело 22 сентября 1539 года.


Сноски:
1 – Основные Джанам сакхи собраны в книге Гуру Эпохи Водолея, см. здесь.
2 – Рубап – струнный музыкальный инструмент; ребек – струнный смычковый инструмент.
3 – Гуру Нанак учил, что все люди (будь то индусы или мусульмане) равны, независимо от рождения и касты, потому что все – дети Божьи и равны перед Ним. Сикхи (пер: ученик гуру) в дальнейшем называли друг друга – bhai, что означает брат

 

назад