Лекция прочитана Йоги Бхаджаном (дата неизвестна)

Я хочу обсудить наиболее дискуссионный вопрос: природа духовного учителя, или Гуру, и необходимость в нём. Мы не понимаем, как быть учениками, или же, что думать об истинном учителе. Подсознательно мы как представители определённой культуры являемся бунтовщиками и имеем отношение к власти, основанной на страхе. Для нашего собственного развития и успеха важно осознанно обсудить то, что связано с Гуру: зачем он вам нужен, что он делает для вас и когда он вам может понадобиться.

Давайте начнём с точного определения

Гуру – это слово мудрости, исходящее от человека, достигшего состояния, находясь в котором, он (или она) способен (или способна) нести миру Бесконечную Истину при любых обстоятельствах. Достижение этого состояния требует сложных навыков и не может быть дискредитировано.
 

Влияние духовного наставничества

С целью изучить необходимость и влияние духовного наставничества Гуру я исследовал великие культуры прошлого. Я путешествовал в районы распространения этих культур, детально изучал их, а также их технологии. Я обнаружил древнейшие исторические документы, принадлежащие докторам и больницам, в которых лечили людей.

В результате своего исследования я пришёл к удивительному выводу. Первопричина беспорядка, происходящего в сознании, от которого мы страдаем в настоящее время, тогда крылась не в самом существовании. У людей прошлого присутствовало всеобъемлющее чувство, что их ведут. Они спокойно относились к жизненным неурядицам. Когда я обнаружил это, я изучал греческих корифеев медицины. Я хотел понять одну вещь: использовали ли они какой-либо наркотик или транквилизаторы, чтобы успокоить людей? В чём была причина высокого уровня ментального равновесия людей в то время? Если они применяли транквилизаторы, тогда ничего уникального в системе греческого образования и структуре греческого ума, создавшего такое постоянство и дух руководства, не было. Как оказалось, они использовали травы и снадобья, чтобы излечить заболевания, но не существовало никакого секрета или широко распространённого применения какого-то определённого наркотического вещества с целью контроля над умом или его успокоения. Равновесием и совершенством своих душ они были обязаны чему-то другому.

В жизни любого человека могут произойти две вещи. Первая состоит в том, что обстоятельства и гнёт времени заставляют вас забыть о том, что вы обладаете талантом и возможностями. Вторая – в том, что при определённом давлении вы забываете, что стресс и напряжение не вечны, и вы уступаете последнему. Это приводит к депрессии на уровне сознания и неспособности совладать с жизнью.

Вера в истинное «я»

Если бы все духовные учителя начали учить вере в истинное «я» и перестали учить вере в личность, этот мир стал бы Раем. Такое существование с бесконечным умом – в вашей власти. Вам необходимо руководство и тренировка, чтобы испытать и осуществить это в жизни.

Многие люди, известные как Гуру или духовные учителя, оказывают вам плохую услугу. Предположим, я учитель «А». Я несу истину. Я очень умён. Я окружён любовью. Я забавный. Я личностен. Людям нравится следовать за мной. Какую пользу принесёт эта ситуация, если вы привязаны к личности и энергии мистера «А»? Его последователей можно сравнить с составом поезда. Мистер «А» – это локомотив, и все те, кто следуют за ним, становятся вагонами. В тот момент, когда они начнут полагаться на его слова, они забудут обо всём остальном. Они почувствуют защищённость и удовлетворённость. Но если локомотив выпустит пар или сойдёт с рельсов, все погибнут.

А теперь представьте другую картину: у каждого вагона есть свой собственный двигатель, и каждый из них может ездить самостоятельно. Любой вагон можно поставить на рельсы, и он достигнет пункта назначения. Время от времени его пригоняют в ремонтное депо, где ведущий механик ремонтирует его механизмы и даёт ему возможность продолжать работать. Это идеальная система.

Победа ума

В Древней Индии ашрамы (и Гуру) были интеллектуальными мастерскими. В них Гуру передавали знания и формировали в умах людей ясность, силу, способность добродетельно действовать при любых обстоятельствах.

Существует система обучения и наставничества, называемая брахмачарья, что часто переводится как «целибат» (человек, давший обет безбрачия). Существует более точная трактовка. Брахм означает «Бесконечный Бог». Ачар означает «действие». Брахмачарья – это человек, который учится действовать как Бог, а не «тот, кто дал обет безбрачия». Людей обучали жизни, они постигали ум и истинное «я». Их готовили к бытию брахмачарьи.

Этот процесс наставничества и подготовки, осуществляемый Гуру, был настолько эффективен, что он мог переориентировать и изменить даже очень неблагополучных людей. В Тибете, если человек, совершивший серьёзное преступление, признавал свою ошибку и сдавался на откуп монастырю, возглавляемому Ламой, закон государства Тибет не карал его. Ламы брали на себя обязательство исправить его и помочь ему достичь совершенства. Они не определяли такого человека как преступника. Они уважали его. Преступник становился учеником, который должен был узнать о жизни, истинном «я» и надлежащих действиях.

Сравните этот древний метод наставничества с современным подходом к наказанию. Мы утратили руководство Гуру и знание о том, как тренировать и оттачивать ум. Если не изменить мышление, поведение останется неизменным. Наказание, которое мы определяем людям за их преступления, совершенно их не наказывает. Наказанием мы не достигаем ни цели, ни какого-либо улучшения. Наказание – это лишь эффективный метод создания страха. Мы создаём страх того, что если вы украли, вы отправитесь в тюрьму. Эти предупреждения редко останавливают преступников.

Ум должен быть способен распознать, что он воспринимает и не приходить в замешательство от того, что он видит из-за своих же собственных подсознательных проекций. Огромная боль в человеческой жизни проистекает от отношения не к реальному объекту, а к созданной вами проекции. Эта проекция создаёт замешательство и иллюзию. Вы создаёте образ себя, роль с определёнными обязательствами, когда вы говорите и даёте слово. Ваш ум должен быть обучен услышать ваше слово, ясно увидеть то, что вы создали, и претворить данное слово в реальность. Ваша спроецированная личность в действии и есть вы. То, как вы действуете в отношении другого человека, имеет значение. Это не ваш первоначальный статус в жизни, но значимая привычка вашей личности. Это то, как вы создаёте образ себя в действии, который будет ответственен за вашу реальность, ваше влияние и ваше будущее.

Жить согласно слову, а не ради популярности

Человек, осознающий Бога, – это не тот, кто носит тюрбан, как я, или религиозные одежды. Это лишь начало привычек, связанных с осознанием Бога. Человек, осознающий Бога, – это тот, кто может жить в соответствии со своим словом в любых заданных обстоятельствах. Ваше слово есть то, что вы создаёте. Ваше слово – это суть и творческая составляющая вашего общения. Ваше слово – это ваш контакт с собой и другими. Когда человек передаёт то, что он имеет ввиду, его общение целостно, и он способен жить в соответствии со своими словами. Если вы говорите кому-то: «Я люблю тебя», тогда живите в соответствии с этими словами до последнего вдоха вашей жизни. Если вы говорите кому-то: «Я твой друг», то живите согласно этим словам с предельной честностью и ясностью. Если вы пообещаете кому-то, что будете поддерживать его и помогать ему, тогда поддерживайте и помогайте при любых обстоятельствах.

Я встречал сотни учителей, которые были популярны и известны как Гуру. Большинство из них говорили прекрасные вещи и были вдохновенными. Но что-то было не так. Ученики выглядели счастливыми, но у них по-прежнему присутствовал внутренний конфликт, им недоставало глубины, и никаких изменений в действительности с ними не происходило. Многое казалось верным, но что-то было неправильно, и это что-то препятствовало достижению учениками состояния неизменного баланса и мира, которые должно было передать учение.

Я сделал вывод, что существуют две основные проблемы. Во-первых, многие учителя скорее заинтересованы в своём положении, нежели в служении. Во-вторых, они избегают прямой духовной конфронтации и борьбы, которая необходима ученикам, потому что они хотят популярности. В наше время учителя состязаются в том, чтобы стать признанными воплощениями Бога. Огромные деньги тратятся на это. Многие древние священные писания утверждают, что в это время подобное будет иметь место. Должно произойти новое духовное пробуждение. Именно поэтому все пытаются сказать миру: «Я – воплощение». Гуру, которые занимаются подобным, не имеют сострадания.

Уборщик мусора

Гуру открывает дверь клетки проблемы и освобождает человека, чтобы тот смог снова взлететь на своём духовном пути. Он показывает человеку, что он часть Бесконечности, что он должен установить с ней связь и что эти сумерки лишь временное явление. Это работа Гуру. Он уборщик мусора.

В Америке мы считаем, что Учитель – это праведник, в силах которого творить чудеса. У него много последователей, он худой и постоянно закрывает глаза. Мы вообразили все виды сил, которыми владеет Гуру. Это очень странный мир, где мы скорее верим в свои галлюцинации, нежели в простую истину. Людям так основательно промыли мозги, что эти странные предположения считаются чем-то само собой разумеющимся.

Я сталкивался с этим стереотипом. Одна моя ученица так и не отказалась от своей идеи. Она сказала мне: «Однажды утром в 3:30, у меня было переживание, что вы пришли ко мне и заставили меня встать с постели». Я сказал: «Это может произойти, но не так, как вы думаете». Моя жизнь заключена в одной молитве: «Господь Бог, всем людям следует любить тебя и принадлежать тебе». Эмоционально, интеллектуально и в действии это как раз и есть то, что представляет собой моя частота. Как у йога обе части моего ума, сознательная и бессознательная, действуют и проецируются на уровне этой частоты. Когда вы настраиваетесь на одну волну со мной, единственное, чем вы можете заниматься – это прославлять Бога, потому что это то, что я поддерживаю».

Я проявил настойчивость в разговоре с этой женщиной: «Расскажи мне, моя дорогая, в ту ночь, когда ты ложилась спать, ты пообещала себе встать в 3:30, принять холодный душ и медитировать?» Она ответила: «Да». Тогда я спросил: «Где ты этому научилась?» «У Вас» – ответила она. На что я сказал ей: «Вот почему у тебя было это переживание. Бог проявился под видом моей личности и вытащил тебя из кровати, заставил принять холодный душ и почувствовать себя хорошо. Это был не я. Я никогда не приходил к тебе. Не приписывай этого мне. На что бы ни настроился твой ум, и какие бы слова ни проникли глубоко в твоё «я», подсознание использует эту возможность, чтобы привести тебя к Вселенскому Разуму. Мои слова и образ были на частоте Бесконечности, и твой собственный ум использовал их, чтобы установить с тобой связь».

Осознайте Гуру внутри себя

Единственная причина иметь Гуру во внешнем мире состоит в том, чтобы осознать Гуру внутри себя. Когда вы поделитесь проблемой со своим Гуру, его сочувствие наполнит вас и выведет из проблемы навсегда, потому что не существует лучшего средства, чем поток сострадательного общения, связывающий одно человеческое существо с другим.

Ещё одно качество Гуру состоит в том, что он действует скорее как проводник, нежели как ревизор (инспектор). Проводник не является начальником. Он может противостоять вашему эго и бороться с вашей глупостью, но он всегда обращает вас к самим себе таким образом, что вы можете отдать своё эго Богу. Учитель направляет, предлагая истину, не будучи привязанным к самому предложению.

Вот почему практически в любой стране мира существует обычай или закон, который гласит: «Если кто-то доверяет праведнику (святому, священнику,..), праведник не может не оправдать это доверие». Если эти праведники предстают перед судом, и они не хотят говорить, их не принуждают это делать. Опытный Гуру обладает способностью хранить конфиденциальность. Здравомыслящее общество осознаёт эту необходимость. Великий человек устанавливает отношения с Гуру вовне и внутри себя. Гуру удовлетворяет многие глубинные, неосознаваемые нужды человеческого существа. Большинство человеческих сообществ осознаёт то, что им нужен человек, с которым можно разговаривать, которому можно противостоять и с которым можно взаимодействовать в абсолютной свободе и честности. Это природный инстинкт, заложенный в человеческое существо.

Гуру подобен океану, в который вы можете полностью погрузиться и выйти омытым и чистым. Гуру – это кладезь определённого знания о том, как быть человеком и управлять жизнью. Вы можете прийти к Гуру, когда вы потеряли равновесие, и получить его заботу, чтобы вы снова смогли взять ответственность за свою жизнь. Гуру – этой тайная обитель вашего внутреннего «я», где вы можете доверить свои самые большие секреты и быть ведомыми в свете праведности.

Йоги Бхаджан: что значит иметь Учителя

Чем занимается Учитель? Вы думаете: «О Боже, теперь я должен поддаться влиянию этого человека». Это не так. Вам не надо сдаваться никому. Неужели вам настолько не везёт, что в вашей жизни нет ни одного человека, который мог бы сказать вам «Стоп!»? Неужели вы хуже, чем дорога? На пересечении дорог всегда стоит знак «Стоп». Поэтому вы останавливаетесь. Вы поворачиваетесь влево и вправо, смотрите вперёд и назад через зеркало вашего автомобиля, и только затем вы едете дальше. Почему вы делаете это? Потому что всё это обеспечивает вашу безопасность. В жизни любого человека должно быть что-то (обязательство, мысль, самодисциплина), указывающее где вы можете остановиться. Вы можете купить лучшую машину в мире, но если у неё нет тормозов, вы не сможете в ней ездить.

При наличии Учителя существует три вещи, которые работают: стойкость, терпение и уважение. Если вы хотите стать великим мастером, учитесь почтению. Это всё, что нужно. Учитель – это живой канал, связывающий настоящий момент с Бесконечностью. Попытайтесь последовать за ним. Попытайтесь понять его. Попытайтесь прочесть между строк, написанных Учителем. Для Учителя не существует пределов. Вы не можете понять Учителя, потому что, когда вы начинаете понимать его, он говорит вам: «Что ещё…».

Иногда вы устаёте. Вы спрашиваете себя: «В чём смысл этого «что ещё»? Кто он такой, этот Учитель? Чего он хочет? Почему он говорит все эти вещи? Он противостоит моему чувству собственного достоинства, моей индивидуальности?» Вы готовитесь к судебному делу, а не учитесь с целью научиться.

Каждый ученик должен покорить своего Учителя. Не сексуально, чувственно или с помощью своей мудрости, а полным пребыванием в своём Высшем «я» и способностью пробудиться. Все должны сделать это, потому что вы – это завтра, а Учитель – это сегодня. Необходимо осознать, что Бог не на каникулах. Он не покидал Землю. Он создал вас, и Он может позаботиться о ваших повседневных делах.

Вопрос: В чём состоит роль подлинного учителя на духовном пути в целом и в Кундалини йоге в частности?

Йоги Бхаджан:
Учитель не контролирует вас и не пытается угодить вам. Он направляет вас, противостоит вам и возвышает вас. Вы должны перестроиться. Вы должны оставить свой подсознательный мусор. Осознанно переработайте его так, чтобы вы могли наслаждаться высшим сознанием, которое и есть путь Гуру.

В этом и состоит разница между принадлежностью эгоистичному маньяку, который называет себя Гуру, Божьим человеком, или Посланником, и истинным учителем. Обман создаст словесную завесу вокруг Бога и смутит вас привлекательными и невообразимыми переживаниями. Учитель, к которому вы приходите за переживанием Бога, прежде всего, покажет вам вас самих и посоветует вам очиститься.

Как правило, никто не скажет вам о том, что вы несовершенны в своём сознании. Лишь немногие скажут вам, что у вас есть инструмент в вашем собственном сознании, который может помочь трансформировать это несовершенство. Когда эта работа будет выполнена, естественное течение космического потока сможет проходить через вас. Если вы должным образом практикуете и перестраиваете себя, вы сможете насладиться этим процессом и пробуждением за переделами воображения. Вы должны обладать дисциплиной и осознанностью, чтобы зависеть лишь от своей собственной энергии. Учитель – это критерий, он действует как зеркало и проводник.

перевод с англ.: Елена Дмитриева, специально для сайта grantha.ru