Лекция прочитана Йогиджи 19 ноября 1989; он почти потерял голос и говорил тихо и неторопливо.
Лекцию записала Тедж Каур Хальса (Лос-Анджелес, Калифорния)

ВАХЕ ГУРУ ДЖИ КА ХАЛЬСА, ВАХЕ ГУРУ ДЖИ КИ ФАТЕХ!

Чарди Кала – Непрерывное Воскрешение

В Сикхской Дхарме существует концепция. Это очень необычная концепция.
Чарди Кала – Восходящий Дух. Перевести литературно это понятие (концепцию) можно только так: “Восходящий Дух”. Другими словами, если вы христианин, то это будет “воскрешение”. Постоянное воскрешение. Не просто однажды, а постоянно, всё время, каждую минуту. Если у вас есть какая-либо религиозная вера или признание какой-либо веры, или причастность к какой-либо вере, то для вас это очень простая концепция. В ней нет двойственности. Она означает, что вы поднимаетесь над ситуацией тогда, когда она противостоит вам. Поднимайтесь! Будьте выше неё.

Посмотрите, нет гарантии того, что в вашей жизни не будет беспокойства. Нектар жизни – это спокойствие. Внутреннее спокойствие, внутренний мир, мир в уме. Мы читаем Гурбани так, как есть. Гурбани – это сочетание и чередование определённых звуков, которые дают внутренний покой. Сейчас те, кто хотят заработать на этом, говорят: «Так, вы должны произносить правильно, у вас должно быть понимание, вы должны знать значение». И они выдвигают столько условий, что нормальный человек сходит с ума. Он не понимает, зачем ему читать на Гурмукхи, зачем ему читать Гурбани, почему он должен понимать всё это.

По мере того, как вы произносите это простое просчитанное сущностное сочетание звуков, ваш язык и верхнее нёбо воздействуют на меридианы, а гипоталамус пробуждает в вас определённое состояние силы. Совершенствуясь в этом, вы становитесь более спокойными, вы изучаете себя, у вас появляется ваша собственная сила понимания происходящего каждый день и каждое мгновение. Вот так мы рассматриваем свою жизнь. Это очень практичный взгляд на жизнь. Если кто-то скажет вам, что его жизнь полна проблем, или же, что в его жизни совсем нет проблем, то и то и другое будет неправдой.

Нет такой возможности, чтобы вы могли решить, что всё будет так, как вы это решили. Поскольку 70% вещей отличны от того, что вы знаете или того, что вы планируете. Осознавая эту сторону жизни, давайте поймём теперь, что говорит нам Гуру. Это совершенный символ спокойствия внутри нас. Без спокойствия внутри своего “я” вы не сможете справиться в своей жизни даже с чем-то обычным. Забудьте о больших делах. Вам нужно это спокойствие, и вы не можете добраться до своей внутренней сути, используя внешний стимул. Внутренняя суть, которая достигает самой глубины, которая создаётся в глубине, остаётся внутри.

Медицинский факт: то, что вы вводите в своё тело извне, отталкивается телом. На самом деле, когда в тело трансплантируют какой-либо орган, то используют сильные препараты [прим. пер.: препараты для снижению иммунитета], чтобы тело не отвергало орган, пусть даже здоровый, пусть даже жизненно необходимый, пусть даже тот орган, от которого тело полностью зависит. В теле срабатывает автоматическая система отвержения внешнего влияния. В этом нет ничего необычного. Однако существует возможность того, что у вас может быть внутреннее влияние, влияние, находящееся внутри вас. И оно привнесёт в вашу жизнь спокойствие, мир, милость, которые так нужны вам в жизни. Гурбани говорит только об этом.

Если человек — гуру, он будет говорить с вами, но вы не сможете повторить его слова, слова гуру. Во всём мире есть только одна возможность стать гуру: читать слова гуру и слушать их своим внутренним “я”. И эта возможность – Сири Гуру Грантх. Вот почему мы говорим Сири Гуру Грантх. Это не святая книга и не глупые неосознанные отношения, которые устанавливает человек между собой и гуру.

Если вы встречаете высочайшего человека… святейшего человека… то всё, что вы можете делать – это слушать его речь. Тогда в ваших барабанных перепонках будет создана вибрация, изменение и соединение. И тогда, возможно, что-то в нейронах головного мозга будет работать эффективно. Но это частичная правда. Всё очень индивидуально. Насколько мощной будет проекция личности, насколько высока будет её частота, и насколько сконцентрированной вы сможете её воспринять и создать равную ей вибрацию. Давайте объясним это с научной точки зрения.

Ничего особенного. Но вы сидите перед Гуру и читаете слова Гуру, вы начинаете транслировать Гуру. Я хочу сказать, что это очень просто, это очень прямо, это очень реалистично. Эффект таков, что вам потребуется спокойствие, тишина и мир. Вы можете увидеть людей, читающих Гуру Грантх – они дремлют. Я хочу сказать, что это негативная сторона процесса. Мы должны быть пробуждены. Однако дремота подступает сама собой, потому что внутреннее раздражение, зависимость, планирование, всё ненужное, нежелательное, все внутренние метания начинают покидать вас, вы становитесь тихими и спокойными, и в этом спокойствии вы говорите:
Кете дукх букх сад маар…
(произносит сонным голосом)… и затем вы начинаете клевать носом.
И людям действительно кажется: “Нет, я не могу читать Гуру”.
Это нормальная реакция: “Я не могу читать Гуру, потому что меня клонит от этого в сон”.
Да, это погружает вас в физический сон.
То, что может погрузить в физический сон и пробудить ум – это способ увидеть свою душу.

Вопрос в том: как Сири Гуру Грантх может быть Гуру? Это не человек. Он не говорит.
Да, он не говорит снаружи, но он всё же говорит – внутри. И нам нужен Гуру внутри, а не снаружи.
С какой стати нам нужен Гуру вне вас? Весь мир уже попробовал внешних Гуру, и внешние Гуру действуют очень поверхностно. Вы просто чувствуете удовлетворение, что у вас есть Гуру. Но нам нужен Гуру, который будет работать внутри нас, и когда мы читаем Сири Гуру Грантх, то работа происходит именно внутри. И это то, что очень сложно для людей. Обычный человек не понимает, почему от чтения Гуру [СГГС] вас клонит в сон. Почему? Ответ очень прост. Вы не осознаёте то, насколько вы раздражены, насколько неудовлетворенны, насколько вы к этому не готовы. Ваш ум раздражён, тело раздражено, психика – раздражена. Ваш дух не поддерживает ваше здоровье и силу. Вам нужна сила. Чарди Кала. Феникс восстал из пепла. Человек поднимается из несчастий. Эта Вселенная, наша Вселенная – Университет, в котором вы проходите неприятности и учитесь возвышаться над ними.

И проблема в том, что вы думаете, что богатство – это решение (как правило, мы думаем, что если станем богатыми, то это будет решением всех проблем), но у богатства – богатые проблемы.
У бедности – бедные проблемы. Бедный человек, его проблема – это потребность в пище, воде, доме, ему нужно немного любви, немного близости. Он не хочет, чтобы его не уважали или оскорбляли.

Вы видели мир богатых людей? Богатый человек хочет весь мир, он хочет 360 блюд, из которых не может съесть ни одного. Он хочет гардероб, ходячий гардероб, который он не может носить. Ему необходимо решить, сколько килограммов бриллиантов нужно для короны, правда, его шея не выдержит этот вес. У богатых богатые проблемы. У бедных бедные проблемы.

Смиренный человек идет к счастью спокойно. Вот почему смирение и скромность – это тот путь, о котором говорил Христос, говорил Гуру Нанак, о котором все говорят. И что значит стать смиренными? Смиренность не означает непрактичность. Смиренность – это практичность, но очень мягкая, очень гибкая. Ведь всё, что теряет гибкость – хрупко, ломко. А человек не создан быть хрупким. Ваша жизнь не для того, чтобы… не должно быть так, чтобы кто-то мог разбить вас. Разбить веру. Разбить сердце, разбить голову. Нельзя жить с разбитой головой, нельзя быть невротиком, нельзя совершать много чего. То, что вам нужно – это супер сила.

Мы создаём драму – в ответ на взаимоотношения, в ответ на любовь. Это то, как человечество понимает любовь. Вопрос не в том, что Восток – это Восток, а Запад – это Запад, а Север отличается от Юга. Глупость – это глупость, на Северном ли она полюсе, или на Южном, в Сибири или на Шри-Ланке. Глупец – это глупец, где бы он ни находился. Глупый человек – это очень простой человек. Вам следует это понять. У глупца есть три качества, по которым его можно узнать. Основа его общения или взаимоотношений, или того, что мы ставим в скобки (проекции) – это либо маска, либо драма, либо травма.

Обычно мы общаемся друг с другом при помощи маски. Общение масок – это предсказуемое поведение. У вас есть манера поведения, и вас можно предсказать. Это не настоящее ваше поведение. И кто-то, кто общается с вами, на самом деле общается с вашим фасадом. Он не общается с вами. Вот почему вы не помните потом, что сказал человек, что сказали вы, или в чём вообще было дело. Потому что никто не говорит ни с кем реально. Даже когда вы разговариваете, вы осторожны… Вы защищаетесь. Вы скрываетесь. Вы уже в маске.

Итак, Гуру на своём языке говорит вам:
Эх ман мериаа ту сада рахо хар нале.
Он толкает к целостности, он просит вас быть тотальными. Гуру – это не то, что… иногда, когда я использую слово “тотальность”, вы думаете, что тотальность означает целая Вселенная. Нет! Тотальность – это вы! Вы полная тотальность, которую можно почувствовать, увидеть, понять и к которой можно прикоснуться.

Сегодня в медицине… есть открытия, что практикуя йогу, медитацию, практикуя… пора осознать, что можно обернуть все симптомы болезни прямо навстречу здоровью. Хорошо, это их исследования. Следует понять, что ментальное зловоние намного хуже, чем физическое. Вы не знаете, что если есть ментальный мусор, которым вы наполнены, ментальный мусор, которым вы засорены, и ментальный мусор, которым вы разбрасываетесь, то ментально вы не в том положении, чтобы общаться. Ментально у вас нет терпимости, ментально вы не можете расширяться, у вас нет состояния чарди кала, и в маске вы не сможете пройти слишком далеко. Когда-нибудь она проявится. Где-нибудь вы проболтаетесь. Но это не то, что хочет Гуру Нанак. Поэтому Нанак предупреждает, что вы святой человек, у вас есть девять отверстий, и в писании Ананд Сахиб он обращается к каждому отверстию. Ананд Сахиб*.
В “Песне Блаженства” он обращается к ушам, он обращается к языку, он обращается к глазам.

Ананд Сахиб, или Песня Блаженства написана третьим Сикхским Гуру – Гуру Амардасом.
В Сикхской традиции все Гуру считаются последующими воплощениями Гуру Нанака, первого Гуру. Иногда их так и называют – Второй Гуру Нанак, Третий Гуру Нанак…

Эх расанаа ту анарас раач рахи
“О, язык! Ты создаёшь безвкусицу”.
Эх натаро мериаа хар бин ох на дэйко кои
“О, мои глаза! Не видя Бога, вы слепы”.

Итак, к каждой части тела… каждому отверстию в нас… обращается Гуру Нанак в [своей] 3-ей форме [личности].
Песня Блаженства рассказывает о жизни, рассказывает о душе, рассказывает о глазах, рассказывает об ушах.
Эх саравано мерио, сааче сунэ ко патааэх.
“О, моя способность слушать!” – это уши.
Вы созданы, чтобы быть здесь и внимать истине, а не лжи.
Джио мэх паачаа паван баджааджаа.
“В этом бытии, в этом теле, вибрирует звук праны
(не воздуха, а праны)”.

Итак, праан пати звучит в праан мати.
Вот так пати и мати приняли праническое тело. И когда Гуру Нанак рассказывает об этом, о подлинности каждого человека – белого, жёлтого, розового, чёрного, маленького, худого, некрасивого, прекрасного – какие бы определения вы ни использовали… нет никакой разницы – то это первая реальность на планете, которую надо осознать. Надо осознать, почему важно читать вслух писание Сири Гуру Грант Сахиб. Потому что оно воссоздаёт в нас гибкость, спокойствие и дух, и через это мы можем возвышаться. Это превосходство… вечное превосходство, которое исходит из практической осознанности…, которое делает вас реализованными, делает вас мудрецами.
Маска, драма, травма будут работать лишь какое-то время. Всё это поможет лишь на один день. Завтра опять пустота.

Гуру Нанак дал ответ на этот вопрос. Он знает первые три вопроса.
Он ответил на эти вопросы: Баани Гуру, Гуру Хэй Баани, Виич Баани Амрит Саарэй.

Баани, слово, — это Гуру. Гуру — это Баани. И в этом содержится весь нектар. Если внутри нектар, то снаружи всё будет нектаром. Каждая частица жизни станет нектаром, когда внутри нет маски, а есть только нектар. А те, кто не создаёт ничего внутри… мы действительно окружены амбициями, искушениями, вожделениями, неприятностями — назовите как угодно. Наша крепость — это наше сияние, и внутри этой крепости нам необходимо сияние, чтобы просто жить; необходим нектар, чтобы достичь совершенства.

Я хотел бы поделиться с вами одной важной мыслью: если когда-нибудь у вас было неправильное понимание того, что внешний мир будет подчиняться вашему контролю, то нет! Это не так. Это неверная идея. Внешний мир контролируется извне. Вот почему вы называете это внешним миром. Вы не можете контролировать погоду. Погода контролирует вас. Вы не контролируете землетрясения. Землетрясения могут контролировать вас. Вы не можете контролировать любовь, которая может проявиться в виде воздушного поцелуя, а может быть и пощёчиной. Внешняя сила — это внешняя сила. Но можно контролировать внутреннее. Это дано вам. И это то, с чего мы начинаем.

Ананд бхэ-аа мерэ маахэ сатигуру мэх пааиаа.
“О, матерь! Внутри меня блаженство”.

Ананд бхэ-аа мерэ маахэ сатигуру мэх пааиаа.
Мы разговариваем с матерью. Матерью аасат атамаа.

Мать-Земля — это Мать. Каждое слово МАТЬ, встречающееся в Сири Гуру Грантхе, относится именно к этому аспекту… к тому факту, что Паван Гуру Пани Питаа Маатаа Дхарат Махат.
Наша мать — дхарат, земля. Махат означает добродетельная. Земля – добродетельна.
Её добродетельность есть отражение небес. Планета Земля – только одна из планет, которые являются отражением целостной Души не только вселенной, но Вселенной Вселенных всей Вселенной.

Это понимание нужно нам, чтобы жить. Мы должны это понимать.
Ананд бхэ-аа мерэ маахэ сатигуру мэх пааиаа.
Сатигур таа пааиаа сахедж сети манн ваджиаа вадааиа.

Я осознал это очень просто. Сахедж означает очень лёгкий, очень гладкий, очень гармоничный путь. И мой ум в блаженстве. Почему? Потому что внутри себя, в душе, в своём бытии, в сияющем теле у меня есть собственный нектар. Я создал его. Я стимулировал свои таттвы. Я достиг единения гун. Я отразил звучание своих чакр, проработал их и оказался в абсолютном блаженстве. Вот что означает Ананд, вот что означает блаженство, и именно поэтому песнь блаженства обращается ко всем вашим аспектам. Она обращается лично к вам. Обращается к вам с любовью. Гуру обращается к вам, таким, какие вы есть.

Гуру, обладающий качествами, присущими всем людям, будет переживать восторг, но останется человеком. Тонкий Гуру будет переживать человеческие чувства, но в том числе и самые тонкие. Эта человеческая утончённость приведёт нас к человеческой реальности.

Я прошу у вас прощения, потому что вчера у меня была долгая беседа, прекрасная беседа, но она повредила моё горло, и я нарушил собственное тантрическое правило, но это было необходимо. Гуру простит меня и Сангат простит меня за ограниченные возможности. Я хотел изложить вам эти идеи… Сири Гуру… почему Сири Гуру Грантх важен. Почему он очень практичен. Почему он с нами. Потому что он делает то, что не делает никто. И я чувствую, что большинство тех, кто читают Сири Гуру Грантх, даже не понимают, насколько это хорошо.

Быть бдительными на физическом уровне означает быть очень ментальными. Нам необходимо создать ментальную ясность. Ум подобен человеку в очках. Вам не нужно сражаться с этим парнем. Просто снимите с него очки и оставьте одного. Что он сможет сделать? Он даже не будет видеть вас. Это слепота. Для исцеления ментальной слепоты нужен Сири Гуру Грантх, чтобы видеть Бога, видеть полноту, суть.

Чарди кала. Это означает Восходящий дух. Другими словами, в христианской терминологии это называется “воскрешение”. Постоянное воскрешение. Не единожды, а всё время, каждый раз, каждую минуту. И если у вас есть какая-либо религиозная вера или признание какой-либо веры, или причастность к какой-либо вере, то для вас это очень простая концепция. В ней нет двойственности. Она означает, что вы поднимаетесь над ситуацией тогда, когда она противостоит вам. Поднимайтесь! Будьте выше неё.

Если посмотреть внимательно, никто ничего вам не гарантирует. С этими словами и с милостью Гуру и с благословением Господа я надеюсь, что всё будет очень хорошо.

Сейчас, будучи американцами, вы сталкиваетесь лицом к лицу с фактами жизни. Сейчас вы – это вы. Сейчас… вы войдёте… в долину процветания и будете проходить проверку. Когда вы успешные и преуспевающие, то сохраняете ли вы свою внутреннюю реальность, чтобы жизнь не стала безрассудной, скучной и бесполезной? Период процветания очень опасен. Период бедствий, несчастий очень прост, потому что то, с чем вы встречаетесь, заставляет вас собрать всю свою силу. Но в процветании вы иногда теряете внутреннее зрение, и тот, кого пригласили на обед, поспешит принять приглашение, не заботясь о том, что есть в его холодильнике, забыв о том, что на следующий день ему придётся проснуться на своей собственной кухне и самому готовить себе завтрак. Иногда процветание так поступает. Оно создаёт майю. Оно создаёт иллюзию. Оно даёт иное понимание. И если в этом понимании реальность поддерживается изнутри, и глубина поддерживается изнутри, то:

Джини наам дхьиааиаа, гхэй масакат гхаал,
Наанак тэ мукх уджале кети чхути наал!

Те, кто медитировал на Имени, их труд окончен.
Их лица сияют, о, Нанак! И многие обретут свободу благодаря им.

перевод с англ.: Екатерина Машнина, специально для сайта grantha.ru