Гуру АнгадГуру Ангад Дэв, второй Гуру, воплощённый в человеческом теле, родился 31 марта 1504 года, ушёл с земного плана в 1552.
Стал Гуру в 1539 года.

Сикхская традиция гласит, что ко второму Гуру перешёл светильник веры, зажжённый Нанаком. Как написал бхаи Гурдас, «Ангад получил тот же тилак на лоб, тот же зонт над головой и сел на тот же гадди (трон(, на котором сидел Гуру Нанак. Печать из рук Нанака перешла к в руки Гуру Ангада, и так власть его была провозглашена».

Бхаи Лахна (впоследствии Гуру Ангад) родился в семье бедного торговца в деревне Матте-ди Сараи (Панджаб). Когда деревня была разграблена войсками Бабура, семья перебралась в Кхадур. Там он женился и у него было трое детей: дочь Биби Амро и два сына – Дасу и Дату. Лахна был ревностным почитателем богини Дурги и даже водил Паломников из своей деревни в предгорья Гималаев в храм богини Джваламукхи (одна из ипостасей Дурги). Однажды Лахна услышал как сикх из деревни пел гимны Нанака. Лахна был потрясён! Во время следующего паломничества в Гималаи он остановился в Картарпуре, где встретился с Гуру Нанаком. Общение с Учителем перевернуло его Душу, и так настал конец его паломничествам и исканиям. Лахна остался с Нанаком.

Во время первой встречи Нанак спросил Лахну как его зовут. Лахна ответил: «Лахна» (Лахна – букв. пер. с пандж.: долг кредитору). Тогда Нанак ответил ему: «Твой долг здесь. Потому Бог и привёл тебя сюда». Лахне тогда было 28 лет. Бхаи Лахна всем сердцем потянулся к Учению Нанака и служению ему и братьям сикхам. Он не гнушался никакой работой. Его сердце очищалось в простом труде и служении. Скоро он стал лучшим учеником Гуру, но это не сделало его высокомерным и заносчивым. Напротив, он всё больше становился похож на своего Учителя.

Сикхская традиция гласит, что Нанак проверял Лахну разными путями, вплоть до приказания отведать плоти умершего человека. Бхаи Лахна был воплощением послушания и служения.Однажды зимой из-за дождя размокла и развалилась стена дхарамшалы,сикхского общинного дома. Нанак велел сыновьям начать её чинить, но те отказались, сказав, что утром пошлют за каменщиками. Однако Гуру Настоял на своём и сыновья взялись за ремонт. Когда часть стены была восстановлена, Нанак заявил, что работа сделана плохо и велел всё разобрать и начать сначала. Сыновья опять подчинились, ворча. И снова через некоторое время Нанак забракавал их работу и велел начать всё с начала. Тогда сыновья объявили, что хотят спать и отказались. Тогда Гуру отдал распоряжени бхаи Лахне и тот взялся за работу. Четыре дня и четыре ночи он то строил, то разрушал стену и начинал всё заново. Старший сын Нанака Лакшмидас посмеялся над Лахной и обозвал его сумасшедшим. Лахна же в ответ сказал: Руки слуги (дас переводится как слуга) становятся только чище, когда работают для своего хозяина. В подобном служении бхаи Лахна обрёл качества будущего Гуру сикхов.
(Ещё одна история про Лахну, будущего Гуру)

Став преемников Гуру Нанака, Ангад посчитал своим долгом записать проповеди Учителя, его гимны и стихи. Произнесённые на панджаби, они были записаны специально для этого созданным шрифтом гурмукхи. Считается, что этот шрифт был разработан именно Ангадом, хотя есть несколько легенд в которых авторство отводится самому Нанаку. В записанном виде слова Гуру Нанака были очень действенны! Записи Ангада стали основой для написания в поледующем Ади Грантха. Он также собрал истории и факты о жизни Гуру Нанака, рассказанные его учениками, и составил первое жизнеописание Гуру в прозе – Бала джанам сакхи.

Гуру Ангад тоже был талантливым поэтом. 61 гимн Гуру Ангада вошёл в Ади Грантх.

Гуру Ангад поддерживал традиции сикхской общинной жизни, заложенные Нанаком. При нём главным религиозным центром стал Кхадур. Гуру Ангад проповедовал, читал гимны и всё больше людей присоединялось к братству, община росла. Ангад имел дар лечить людей и к нему отовсюду приходили больные, даже больные проказой. Он никому не отказывал в помощи, навещая их каждый день.
лангар
Общественная кухня и лангар были образцом для подражания. Ангад не только наблюдал за приготовлением пищи и за тем, как она подаётся, он разработал идеологию этой сикхской традиции. Теперь лангар стал не только тем местом, где кастовые принципы отменялись, но здесь каждый сикх мог оказывать служение (севу)другим людям. Севой стала заготовка дров, приготовление еды,доставка продуктов и приготовление еды, мытьё посуды… В таком взаимном труде и поддержке укреплялись связи и росло чувство единения между сикхами.

Гуру Ангад провёл свои последние дни в Кхадуре. Понимая, что его собственные сыновья не годятся на роль следующего Гуру, поскольку они не верны и не послушны, Ангад посадил на гадди (трон) своего лучшего ученика – Амар даса. Это произошло 29 марта 1552 г.

Его приемником стал его самый преданный ученик – бхаи Амар дас.


Бхаи в пер. с панджабского означает брат.

назад