Строфы 20-27: Нам очищает душу; но даже святой неспособен описать беспредельное; математические вычисления так же бессильны описать его; искренний верующий – величайший из царей; никто не может быть столь же велик, как Бог; изобилие всех его творений нельзя даже описать; его милость и дары неисчислимы; его творения и трон чудесны.

Разум человека загрязнен из-за привязанности к Маммону (Майе). Сатгуру говорит, что от темной скверны грехов, покрывающей душу, можно очиститься, поклоняясь Богу и медитируя на Нам. Когда разум очистится, человек неизбежно начнет любить Бога, и придет день, когда его душа сольется с Высшей Душей (строфа 20).

Подлинный верующий, любящий Бога и его Нам всем сердцем, очистится. Но нельзя забывать, что он достигнет чистоты только благодаря Милости Всемогущего Создателя, который сам наделяет даром медитации.

Тем не менее, подлинное и искреннее поклонение Богу не дает человеку знания, когда был сотворен мир. Ни один пандит, кадий или йог не может ничего знать о Творце, творении и его происхождении или рассуждать на эти темы (строфа 21).

Математические методы, с помощью которых можно считать миллиардами миллиардов, совершенно бессильны дать нам представление о пределах, мерах, видах творений и живых существ. Божья слава и его творения бесконечны (строфа 22).

Хотя через медитацию и сосредоточение на Боге и его Нам невозможно познать его пределы, это не значит, что медитация бесполезна. Напротив, именно через искреннее поклонение Богу человек достигает высшего статуса даже в этом мире. Тот, кто владеет высшим сокровищем – Нам – царь царей (строфа 23).

Бог и его творения беспредельны. Знания подлинного верующего постоянно возрастают. Он видит постоянно преумножающуюся славу Бога и понимает, насколько Бог велик, и что его величие не имеет конца. Сатгуру говорит, что лишь тот, кто величием подобен Богу, способен познать его величие, но нет никого, кто подобен ему (строфа 24).

Не говоря уже о величии Бога, даже пределы его Милости нельзя измерить или описать. Даже великие мира сего – лишь нищие, просящие милостыни у его дверей. Таково его величие, что он осыпает дарами каждого, кто попросит.

Но взгляните на глупость человека, который, получая от Бога все, забывает его, забывает дарителя. И он страдает и мучается. Но даже эти страдания – дар Божий, потому что, сталкиваясь с несчастьем, человек отрекается от своих греховных привычек и обращает свой разум к Богу. Истинный Дар Божий – это дар молитвы и медитации (строфа 25).

Многие ученые люди приходят в этот мир, но никто из них, ни в прошлом, ни в настоящем, еще не сумел счесть всю Славу Божью. И ни один не сможет сделать этого в будущем. Человеку такое не под силу, а если
кто-то попытается или будет утверждать, что способен на такое, считайте его глупцом. Лишь Богу ведома вся его слава и все дары (строфа 26).

Бесчисленны виды, цвета и формы Божьих тварей. И создав их всех, Бог сам следит за своими творениями. Бог и его могущество вечны. Все творения поют славу Богу, но никто не может сказать, где то место, в котором Бог восседает и управляет делами мира. Значит, лучшее для человека – это покорность воле Бога, которая приведет к единству с ним. Следование Божьей воле должно стать целью жизни человека. Всё сотворенное живет и действует по воле и велению Бога (строфа 27).

назад к оглавлению