§3 Монотеизм Гуру Нанака, тантризм и шуния

Учёные до сих пор спорят, что послужило источником монотеизма Гуру Нанака. Большинство склонно видеть в этом мусульманское влияние. Возможно, имеет смысл обратиться к первоисточнику.

Хорошо известно, что Гуру Нанак общался с представителями самых разных сект и вероисповеданий, процветавших в его время. Наибольшее влияние оказало на него общение с йогами и сиддхами, в том числе с последователями буддистских тантрических культов. По поводу последних есть одно примечательное высказывание Гуру Нанака, начинающееся строкой:

Женщины сделались буддистами, а мужчины охотниками

Очевидно, что Гуру говорит о тантрическом культе, который процветал в то время в некоторых областях Индии. В книге Мирчи Элиаде «Йога: бессмертие и свобода» говорится следующее:

Согласно буддийской традиции, тантризм был впервые введён Асангой (ок. V в.), выдающимся наставником йогачары, и Нагарджуной (II в.), блестящим представителем мадхьямики и одним из самых знаменитых и таинственных фигур в средневековом буддизме. <…>

Есть основания считать, что ваджраяна («алмазная колесница»; под этим именем и известен буддийский тантризм как таковой), появилась в начале IV в. и достигла своего апогея в VIII в. как Гухьясамаджа-тантра, которую некоторые ученые приписывают Асанге, является, вероятно, самым ранним текстом ваджраяны и, безусловно, наиболее важным.

Когда Гуру говорит о том, что женщины сделались буддистами, он, несомненно, имеет в виду некую разновидность буддистского тантрического культа, прежде всего последователей «Гухьясамаджи».
Далее Гуру Нанак говорит (Ади Грантх, стр. 1242):

Sil snjamu such bhnani khana khaju ahaju
saramu gia gharu apanai pati uthai chali nali
Nanak sachaeku hai our na sacha bhali

Они утратили нравственность и умеренность.
Они оскверняют чистоту и едят запрещенную пищу.
Стыд покинул их, а вместе с ним и достоинство.

Следует отметить, что в главах VI и XV «Гухьясамаджа-Тантры» разрешается ритуальное употребление мяса. Причем виды мяса, которые можно использовать в ритуальных целях, весьма разнообразны, в том числе мясо коровы, слона, лошади и собаки. Человеческое мясо тоже не исключается. Последователи подобных культов практиковали вамачару, в основе которой лежала идея слияния Шивы и Шакти. В книге Элиаде говорится:

… вамачарины надеются достичь отождествления с Шивой и Шакти через ритуальное вкушение вина, мяса и через сексуальное соединение. «Куларнава-тантра» (VIII, 107 и далее) даже настаивает на том, что союз с богом может быть обретён только благодаря совокуплению. А знаменитая «Гухьясамаджа-тантра» утверждает без обиняков: «Никто не сможет достичь совершенства, используя многотрудные, долгие практики; оно может быть обретено только удовлетворением всех желаний человека…
Тот же текст добавляет, что допустимы плотские желания (можно, например, есть любое мясо, включая и человеческую плоть), что тантристу не возбраняется убивать любое животное, красть, прелюбодействовать и т. д.

Хотя с течением времени последователи «Гухьясамаджи» раскололись на разные секты, и одним из позднейших образований стала сахаджаяна, всё же они не утратили связи со своими корнями. Время не смогло затмить происхождение «Гухьясамаджи» от буддистской йогачары. Именно поэтому Гуру Нанак, используя слово «относящийся к бодхи», говорит: «Женщины сделались буддистами, а мужчины охотниками». Мужчинам приходилось охотиться и добывать мясо для ритуалов, потому что такую особую пищу (многие виды которой были запрещены) нельзя было добыть другим способом. Мне кажется, что Гуру неслучайно употребил слово бодхи. Он хотел показать, какая бездна отделяет тантризм вамачаринов от породившего его буддизма, который придавал особое значение нравственности, умеренности, тщательному отбору и чистоте пищи, основанных на принципе ненасилия. Приведенное выше высказывание заканчивается так:

Nanak sac ha eku hai aur na sacha bhali.
Нанак говорит: не ищите другой истины. Только в Нём, в Едином, — Истина.

Мне кажется, Гуру подразумевает, что тантрический культ имеет под собой религиозные стремления и философскую основу, а его последователи пытаются достичь цели кратчайшим путем. Согласно «Гухьясамадже», в основе культа лежит следующая теория:

…все оппозиции иллюзорны, крайнее зло совпадает с высшим добром.
Буддовость может — в пределах этого океана кажимости — совпасть с абсолютной имморальностью; единственное, что существует как благо, — универсальная пустота, всё другое не обладает онтологической реальностью. Всякий, понимающий эту истину (точнее говоря, истину буддизма мадхьямики, хотя её отчасти разделяют и другие школы), освобождается, т. е. становится Буддой.

Слова Гуру о том, что Единый есть единственная реальность, согласуются с учением шуньи, которое утверждает, что ничто другое не обладает онтологической реальностью. Учение о шунье в той или иной степени присуще всем йогическим культам, но Гуру, скорее всего, общался с последователями первоначальной «Мадхьямика-Карики». В доказательство этого я привожу цитату из одного древнего Вритти (Бхагавата-Мадхьямика-Вритти) :

Sunyam Adhyatmikam pasya pasya sunyam bahir gatam,
na Vidyate so pi kascid yo bhayati sunytam.

Гуру повторяет ту же мысль своими словами (Ади Грантх, стр. 943).:

Antri snunn bahri snunn tribhavan snunamsnunn Chauthe snunai jo naru janai to kau papu na pnunn

Смысл «карика-вритти» таков:

Загляни внутрь и узри там шунью.
Узри шунью снаружи.
Человек, постигающий, что внутри – шунья и снаружи – шунья, сам есть шунья

Гуру говорит в сущности то же самое, только своими словами. Это доказывает, что во времена Гуру Нанака «Мадхьямика-Карика» и её древние вритти были для сиддхов живым учением. Следует, однако, добавить, что Гуру пересказывает учение мадхьямики лишь затем, чтобы опровергнуть его в следующей же строфе.

Слово шунья встречается в «Ади Грантх» с заметной частотой. Но Гуру Нанак придаёт ему не то же значение, какое первоначально вкладывала в него школа мадхьямика. Именно в дискуссии со сторонниками учения о шунье мысль Гуру Нанака обращается к Единому, к Всевышнему, к Реальности, к Истине.

Далее