Как был найден Хемкунд Сахиб

(Высота над уровнем моря: 4329 м.)
Хемкунт Сахиб
Сикхи начали поиски Хемкунд Сахиба, Тап Астхана (место медитации) десятого гуру, в конце XIX века, хотя это святилище упоминается уже в книге “Дасам Грантх”, завершенной в 30-е годы XVIII века. Первым сикхом, попытавшимся установить географическое местонахождение Хемкунда, был Пандит Тара Сингх Наротам, ученый школы Нирмала.

В 1884 году он предпринял исследование, результаты которого были опубликованы в 1929 году выдающимся сикхским историком Бхаи Вир Сингхом в книге “Шри Калгидхар Чаматкар”.

Бхаи Вир Сингх и Сохан Сингх
Бхаи Вир Сингх – слева, Сохан Сингх – справа

Эту книгу прочел Сант Сохан Сингх, когда-то служивший грантхи (грантхи – тот, кто читает Ади Грантх в гурудваре) в индийской армии, а на тот момент работавший на добровольных основах в гурдваре в Техри Гартхвал. Изучив описание расположения “Тап Астхан”, он занялся его поиском в 1933 году. Поиски ничем не увенчались, и на следующий год он предпринял еще одну попытку. Поиски привели его в район, который местные жители называли Локпал. По описанию место совпадало с тем, которое гуру называл Сапат Шринг, и где по легенде медитировал царь Панду. Сохан Сингх был уверен, что нашеёл Хемкунд. Однако находка Сохан Сингха была воспринята весьма скептически, поэтому он обратился к Бхаи Вир Сингху (1872-1957), чья книга вдохновила его на поиски Тап Астхан. Сохан Сингх и Бхаи Вир Сингх встретились, посетили найденное место и убедились, что оно полностью соответствует описанию гуру.

Строительство первой гурдвары

Затем Бхаи Вир Сингх занялся строительством Хемкунд Сахиба. Он предоставил Сохан Сингху деньги (считается, что он дал 2100 рупий) на покупку материалов для строительства небольшой гурдвары на берегу озера. Сохан Сингх распространил известие о строительстве гурудвары и смог собрать дополнительные средства.
Гурудвара Хемкуд сахиб с лотосовой крышей
В начале 1935 года, занимаясь покупкой материалов в Муссури, Сохан Сингх познакомился с Модан Сингхом, хавилдаром (сержантом) картографического управления индийской армии, который позднее отправился вместе с ним в Хемкунд Сахиб и оказывал ему помощь в строительстве. Получив разрешение местных жителей, они наняли подрядчика и начали строительство каменной гурдвары размером три на три метра. Гурдвара была завершена в 1936 году. Одновременно, из уважения к чужой вере, они расширили стоявший на берегу озера индусский мандир.

мандир – на языке панджаби означает храм

Группа добровольцев растёт

Выйдя в отставку, хавилдар Модан Сингх посвятил весь остаток жизни служению Шри Хемкунд Сахибу. Перед смертью Сохан Сингх поручил Модан Сингху миссию продолжить строительство. Одной из первых построек в Гобинд Дхаме стал жестяной сарай, построенный Модан Сингхом. До этого он укрывался от непогоды в дупле дерева – такова была самоотверженность и жертвенность этого человека. Между прочим, это самое дерево до сих пор стоит во внутреннем дворе гурдвары Гобинд Дхама. Незадолго до своей смерти в 1960 году, Модан Сингх учредил трест из семи членов для руководства дальнейшим строительством и организацией паломнической деятельности в Хемкунд Сахиб.

Вдохновителем строительства новой гурдвары стала домохозяйка из Пенджаба по имени Мата Рам Каур. Ей было видение Гуру Гобинд Сингха, который поручил ей миссию заложить первый камень в основание гурдвары. Женщина сумела доказать, что говорит правду, описав такие подробности Хемкунд Сахиба, которые никак не могла знать, потому что никогда там не бывала. План строительства новой гурдвары был готов в 1964 году, а в 1968 году, когда к Гобинд Гхату была проложена хорошая дорога, строительство уже шло полным ходом.

Строительство новой гурдвары

Новая гурдвара была построена в виде перевернутого цветка лотоса. Крышу сделали таким образом, чтобы она могла выдержать сильные снегопады, а двери со всех пяти сторон символизируют веру сикхов в то, что все люди могут свободно войти в гурдвару и славить Бога по любой вере и с любой стороны света, потому что Бог повсюду. Сикхизм проповедует терпимость и непредвзятое отношение ко всем религиям. Сикхи верят, что если обратиться к Богу с молитвой, благословение может прийти с любой стороны: с севера, запада, востока или юга.

Строительство верхнего этажа гурдвары было завершено в 1993 году. Книга Гуру Грантх Сахиб (священное писание сикхов и последний вечный гуру) была помещена в гурдваре в 1994 году. Сикхи и просто сочувствующие постоянно проводят севу (добровольные работы на благо гурудвары и сангата), чтобы путь в Хемкунд Сахиб оставался удобным. Инициатором одного такого проекта, “Сафаи Сева” (уборка), стала молодая канадка Хэзер Мешо, на тот момент студентка университета. Она привлекла других студентов и туристов к участию в уборке территории и дороги, ведущей к Хемкунд Сахибу. В рамках проекта вдоль дороги к Хемкунд Сахибу были установлены мусорные контейнеры и развешаны плакаты, призывающие бросать мусор в урны и не загрязнять окружающую среду. Управление Шри Хемкунд Сахиба продолжает эти работы, а правительство штата оказало содействие, запретив в этом районе использование полиэтиленовых пакетов.

Проект “Сафаи Сева” привлек внимание общественности к тому, что Астхан гуру Гобинда должен оставаться чистым. Гурдвара Хемкунд имеет особое значение для сикхов, так как она служит напоминанием о миссии гуру, а необходимость в вещественном памятнике прекрасно описывают слова Бхаи Вир Сингха:

“Путник проходит, оставляя на земле следы. Время идет, и следы стираются. Но некоторые следы настолько значимы, что люди почитают их и воздвигают на их месте памятники, которые сохраняют память об их исторической значимости и передают ее из поколения в поколение. Такие следы становятся нетленными”.

Хемкунд Ятра

ятра означает паломничество


Первые паломники в Хемкунд Сахиб начали свой путь в Амритсаре 23 августа 1952 года. Они прошли через Харидвар, Ришикеш, Шринагар, Гобинд Гхат, Гобинд Дхам и достигли Шри Хемкунд Сахиба 31 августа в два часа тридцать минут. Завершив свой священный путь, паломники наслаждались даршаном священного места. Каждый совершил ишнан (ритуальное омовение) в священных водах Саровара. Последующие несколько дней и ночей паломники читали общие молитвы, пели шабады (гимны) и религиозные стихи. Совершив своё первое паломничество, они вернулись в Амритсар 16 сентября 1952 года, где их ожидала радушная встреча.

даршан – видение, явление; даршан Господа – видение Бога духовным зрением

Число паломников в Хемкунд Сахиб начало расти со дня открытия и продолжает возрастать по сей день. В 1977 (первый год, за который имеются стат. данные) Хемкунд посетили 516 сикхских паломников, а к 1990 году их количество составило 189340, и это число постоянно растет.

Из-за суровых погодных условий в Гималаях совершить ятру в Шри Хемкунд Сахиб можно только в период с июня по октябрь. Между предгорьями Гималаев Уттаракханда и Хемкунд Сахибом есть несколько остановок, где паломники могут отдохнуть. Среди них есть две важные остановки, которые описаны ниже. В них можно попасть из городов Харидвара (врата [двар] к Богу [Хари]) или Ришикеша. Первая остановка называется Гобинд Гхат, а вторая – Гобинд Дхам. От Гобинд Дхама до Хемкунд Сахиба примерно семь километров. Пешая ятра может занять до сорока дней. Если же часть пути проделать пешком, а часть на автомобиле, мотороллере, мулах или лошадях, путешествие занимает всего несколько дней.

Для паломников в Хемкунд Сахиб ятра – это не просто физическое путешествие, в первую очередь, это глубокое переживание. Каждый шаг – это шаг к духовному пробуждению. Для многих тяжелое восхождение на вершину – это невообразимый духовный подвиг, для других – шаг к исполнению молитв, а для большинства – шаг, приближающий к Богу. Великолепный пейзаж, исторические достопримечательности, мифологическое значение и тяжелый труд восхождения к Хемкунд Сахибу – все это разделяют все паломники, вне зависимости от веры. Мистическая, духовная обстановка всего путешествия начинается в Харидваре или Ришикеше.
Оба города расположены на берегах священной реки Ганга, где долины переходят в предгорья. Сикхские гурдвары под управлением треста, организующего паломничества в Хемкунд Сахиб, предоставляют паломникам бесплатное питание и ночлег в Харидваре, Ришикеше, Шринагаре, Джошиматхе и Гобинд Дхаме. Покинув эти города, путник должен пройти через долину реки Ганга и миновать Панч Праяг, священное место впадения пяти крупных притоков в Ганг. Дальше путь лежит вдоль священной реки Алакнанды, по той же дороге, по которой индусские паломники идут в Бадринатх (святилище индусов).

Гобинд Дхам

Гобинд Дхам – еще одно временное поселение, во многом похожее на Гобинд Гхат. Это тоже оживленный деловой район, где полно отелей, кафе и сувенирных магазинчиков. В переводе Гобинд Дхам означает “обитель Гобинда”, опять же в память о гуру.

Гурдвара этой деревни с годами разрослась настолько, что теперь способна вместить несколько тысяч человек. В деревне есть врач, аптека и бесплатный медпункт, расположенный в гурдваре. Гости гурдвары спят на полу, и на ночь их снабжают шерстяными одеялами. В этой гурдваре тоже есть лангар, и многие паломники помогают готовить, разносить пищу и убирать со столов. Такой добровольный труд называется сева (общественные работы, считающиеся священными), и многие сикхи с готовностью берут на себя подобные обязанности.

В Гобинд Дхаме можно разместить около тысячи человек. В июне, когда у индийских студентов каникулы, наплыв паломников в Хемкунд Сахиб настолько велик, что гурдвара переполнена, и ей приходится закрываться. Но в деревне достаточно других мест для ночлега: отели, спальные корпуса и палатки в государственных гостиницах. Забронировать место можно в Дели, Ришикеше и Шринагаре. Учтите, что горячая вода платная и продается вёдрами!

Многие паломники начинают спуск к Шри Хемкунд Сахибу еще до восхода солнца, в четыре часа утра. В нескольких местах путь можно сократить, например, спустившись по лестнице из 1200 ступеней. Однако главная тропа очень крутая, и путь может занять до шести часов, а расстояние составляет примерно шесть километров. Песнопения паломников становятся громче, и начинают раздаваться возгласы-джаикары: “джо боле со нихал!” (каждый, кто скажет это, обретет счастье), на которые отвечают словами: “Сат Шри Акал!” (Вечный Бог суть Истина). Джаикары воодушевляют паломников продолжать свой путь. Зрелище шафранового Нишан Сахиба (флага) наполняет всех глубоким волнением, потому что флаг указывает местоположение гурдвары Хемкунд Сахиб, и по нему видно, сколько еще осталось идти.

Последний спуск

Последние два километра дороги покрыты снегом, а на самом подходе к Хемкунд Сахибу взгляду паломников предстаёт Нишан Сахиб, серебряная крыша гурдвары и священное озеро, окружённое семью вершинами, на каждой из которых установлен Нишан Сахиб, – таков первый даршан (зрелище) этого священного места.

Большинство паломников совершают ишнан (омовение) в священном озере – сикхи верят, что его воды смывают грехи и даже исцеляют болезни. Мужчины совершают омовение прямо на берегу, а женщины – в отдельной купальне в самой гурдваре. Святую воду можно набрать в бутылки и отвезти друзьям и родственникам.

После ишнана паломники могут выпить в гурдваре горячего чая, а затем пройти вовнутрь, где под балдахином хранится священное писание, Гуру Грантх Сахиб. Священное писание – это живой гуру сикхов, и к нему проявляется глубочайшее почтение. В знак почтения паломники должны снять обувь и покрыть голову платком. У сикхов принято кланяться Гуру Грантх Сахиб, касаясь лбом земли. В специальный ящик можно опустить пожертвование. Паломники, принесшие с собой подношения: гхи (топленое масло), одеяла, украшения, плоды и т.д. – передают их грантхи (священнослужителям). Потом паломники рассаживаются в зале для медитации или молитвы. Два раза в день совершаются общие молитвы: в десять утра и в час дня. В этой гурдваре нет лангара, и ночевать здесь запрещено всем, кроме грантхи и некоторых служителей.

Во время общих молитв поются гимны и стихи из священных текстов. Грантхи приветствует всех паломников, объясняет значение даршана и ишнана и передает историю Хемкунд Сахиба в изложении Гуру Гобинд Сингха. Затем следует чтение ардаса (обычной сикхской молитвы) и хукамнамы (стих наверху левой страницы из книги Гуру Грантх Сахиб, которую открывают случайным образом. Такой стих – веление гуру). Паломникам раздается карах Паршад (освещённое кушанье из гхи, сахара и муки). Большинство покидает Хемкунд Сахиб после второй службы, чтобы добраться до Гобинд Дхама до захода солнца.

Долина цветов

Сокрытая от любопытных взглядов цивилизации, долина известна среди местных жителей как Бхьюндар, обиталище фей и нимф. Согласно легенде именно здесь обезьяний бог Хануман нашел целебную траву Сандживи, спасшую жизнь бога Лакшманы, младшего брата Господа Рамы, который получил тяжелую рану в битве с сыном Раваны. Индуисты верят, что, радуясь чудесному подвигу Ханумана, боги усыпали землю цветами, которые пустили корни и с тех пор растут в долине. В индуистской мифологии и эпосе (в Махабхарате и Рамаяне) есть много легенд о Долине цветов. Для сикхов долина тоже имеет особое значение. Сикхи верят, что прекрасные цветы прижились здесь после того, как все сто восемь богов и богинь осыпали цветами десятого гуру, Гобинд Сингха, когда он достиг единства с Богом в своем предыдущем воплощении. “Долина давала приют великим мудрецам, обретшим здесь просветление во время медитации”.

“Долина цветов – это высокогорная долина, образованная отступающими ледниками. Периодически наступая и отступая, ледники раскрошили твердые породы скал, и в результате образовалась долина правильных округлых очертаний в форме подковы”. Долина цветов – это рай для натуралистов, экологов, защитников окружающей среды, зоологов, орнитологов, туристов и паломников. В ней можно найти бесчисленное множество видов флоры и фауны, встречающихся исключительно в этой области. Мир узнал об этом современном эдемском саду в 1938 году, благодаря знаменитому альпинисту, исследователю и ботанику Фрэнку Смайту, автору книги “Долина цветов”, в которой он “распахнул двери в эту зеленую сокровищницу природы”.

Флора и фауна Долины цветов

Среди многочисленных видов растений здесь обитают многие виды животных, встречающиеся только в этой долине: гималайские виды птиц и бабочек, а также мускусный олень, голубой баран, гималайский медведь, тар, снежный барс и бесхвостая крыса.

В долине произрастает более 300 видов растений, включая такие травянистые растения, как баданы, древесные лилии, триллиумы и орхидеи. Эндемиками Долины цветов являются такие удивительно красивые растения, как напоминающее головку кобры arisaema costatum (оно же аризема), уникальный синий мак, saussurea obvallata (оно же Брахма Камал), лотос, именуемый царем долины.

Настоящее буйство красок начинается в апреле, когда мать-природа пробуждается ото сна. Снег начинает таять, и она вдыхает жизнь в “мертвые растения прошлых лет”. У каждого времени года свои цвета. С первыми июньскими дождями в палитре долины появляются розовые и красные оттенки: расцветает бальзамин, герань, мытник, венерин башмачок, проломник и орхидея, выделяясь на фоне желтых, пурпурных и белых примул, анемонов, анафалисов и лапчатки.

С конца июля по август преобладает желтый цвет: распускаются мытник крупноцветковый, лигулярия и камнеломка. Разновидностей цветов так же много, как оттенков. С сентября выжженная солнцем долина отдыхает, а ближе к октябрю мать-природа уже впадает в глубокий сон, ожидая, когда все укроет снежный покров. И так цикл жизни повторяется.

Путешествие в Долину цветов

Путь в Долину цветов начинается в Гобинд Дхаме и совпадает с маршрутом на Хемкунд Сахиб. Через три километра после моста через Лакшман Гангу дорога поворачивает к Долине цветов. Путь пролегает вдоль реки Пушпарвати, а выше по течению по правому берегу реки, на высоте 3658 м над уровнем моря, еще один мост ведет в Долину цветов. Долина цветов – это национальный парк, и смотритель парка, служащий лесоводческого управления, выписывает пропуска за плату. От контрольно-пропускного пункта нужно пройти еще километра три до входа в парк. В долине запрещено разбивать палатки, рвать цветы и разбрасывать мусор. Существуют поверья, что долина населена духами и феями, и если человек забредает слишком далеко в их владения, они могут его похитить. В 1939 году Джоан Маргарет Ледж, ботаник из лондонского ботанического сада Кью-Гарденс, упала и разбилась насмерть, собирая образцы местной флоры. Ее могила – единственная в долине. На надгробном камне запечатлены слова из Библии, псалом 120.1: “Возвел я очи мои к горам, откуда придет помощь моя”.

Личные переживания

Многие паломники приходят в гурдвару, веря и надеясь, что их желания будут исполнены, а молитвы услышаны. Многие просят даровать им сына, хорошего супруга, исцеление или прощение. Каково бы ни было желание, все испытывают глубокое переживание. Одни рассказывают о неописуемом чувстве покоя, другие о восторге. Многие ощущают присутствие гуру в той или иной форме. Некоторые восходят на гору босыми в знак своей веры. Покинув Хемкунд Сахиб, паломники делятся своими переживаниями с другими, а многие вернутся сюда еще не раз. Каждый год Хемкунд Сахиб привлекает тысячи людей, готовых терпеть суровый климат и отсутствие удобств, потому что их вера превосходит все материальные трудности путешествия. Паломники испытывают глубоко личные переживания, укрепляющие их веру. И сикхи, и представители других религий испытывают “что-то” и совершают замечательную севу, благоустраивая дорогу в Хемкунд Сахиб, сохраняя чистоту окружающей среды и занимаясь другой, не менее важной деятельностью. Со многими происходят чудеса, или их жизнь меняется к лучшему, что равноценно осязаемому чуду.

Один такой случай произошел с бездетным мужчиной из народа Бхотия. Он прибыл в Локпал, и настолько сильна была его вера, что он на коленях обошёл вокруг всего озера. Когда на следующий год он вернулся в Хемкунд Сахиб, у него уже родился сын.

За всю историю Хемкунд Сахиба было зарегистрировано несколько чудес. Одна сикхская женщина рассказывала, что, когда она добралась до озера, ей показалось, что все тяготы пути смыла вода. После ишнана она почувствовала себя освеженной, и ее силы восстановились.

Грантхи, служащий в гурдваре, подтверждает, что многие сикхи рассказывают ему, как исцелились от болезней после омовения в сароваре. Другие говорят, что первое паломничество было тяжелым, но совершенно чарующим. Они испытывают потребность возвращаться снова и снова, и с каждым разом путь кажется все легче. Каждый год в Хемкунд Сахиб приходит все больше паломников, а значит, здесь медитирует и молится все больше людей, и атмосфера этого места все сильнее насыщается духовностью и чистотой, святость накапливается, и люди ясно ощущают ее в токах этого места.

Один человек, описавший свое первое путешествие в Хемкунд Сахиб, вспоминает, как, впервые погрузившись в священные воды саровара, он возблагодарил Бога. Здесь он впервые познал блаженное состояние медитации. Он испытывал такое чувство, словно общался с Богом или гуру, и хотел остаться в этом состоянии навсегда. Когда кто-то из членов семьи позвал его и вывел из этого состояния, он пошел в гурдвару и прочёл ардас. Ему не хотелось говорить, он желал лишь стоять перед Гуру Грантх Сахиб. Он чувствовал, что в его сердце что-то переменилось, он что-то обрёл. Ощущение было настолько сильным, что он молил Бога о том, чтобы этот момент повторился. С тех пор он возвращается сюда каждый год.

Тара Сингх, долгое время проживший один у озера в годы строительства Хемкунд Сахиба, называет этот район “особой частью Матери-Земли, значительность которой понималась с древнейших времен. На протяжении тысяч лет великие йоги и риши мира … занимались здесь медитацией и покаянием, атмосфера этого места напиталась необычайной эссенцией священного благоухания, оказывающей влияние на паломника многими путями … считается, что медитация или покаяние, совершенные в этих холмах, имеют более глубокое действие. Чистота этого места окажет влияние даже на непосвященного, если он придет сюда с чистым сердцем”.
Есть и такие, кто предпочитает оставить в тайне переживание встречи с духовной и божественной силой – слишком личные и сильные это переживания, чтобы ими делиться. Иногда никакими словами не описать увиденное и прочувствованное. Но общим для всех является то, что чудеса зависят от веры, и только глубоко верующие их испытывают.

пер. с англ.: Татьяной Зюликовой, источник – sikhiwiki.org