Строфы 35-37: пять земель;
Земля Исполнения Духовного Долга (Дхарам Кханд);
Земля Божественного Знания (Гиан Кханд);
Земля Духовных Трудов (Сарам Кханд);
Земля Благодати и Милости (Карам Кханд);
Земля Истины (Сач Кханд)
I. Земля Исполнения Духовного Долга (Дхарам Кханд)

Когда по Милости Божьей человек задумывается о том, что он не должен растрачивать свою жизнь в грехах, а направить все усилия на достижения истинной цели жизни, он спрашивает себя: зачем я пришел в этот мир? Тогда он осознает, что воплотился как человек, чтобы совершать добродетельные поступки и очиститься душей. Он узнает, что в Божественном Суде решения принимаются на основании плохих или праведных поступков, как сказано в Гурбани, а высокий или низкий статус среди людей не имеет в Суде Бога никакого значения. Тогда человек начинает стремиться к Божественному Знанию. Эта стадия его жизни называется Дхарам Кханд (строфа 34 и первый стих строфы 35).

II. Земля Божественного Знания (Гиан Кханд)

Когда разум человека отвращается от мирских и греховных помыслов, он начинает размышлять о духовном. Эти раздумья побуждают его служить другим и осознавать, что это служение должно быть направлено не только на членов семьи, но на всех людей. Он жаждет понять духовные вопросы, о которых когда-то случайно читал или что-то слышал. Теперь он радует-
ся, видя беспредельность Божьего Творения. Его сомнения развеиваются. Он испытывает высшее наслаждение, по сравнению с которым мирские радости становятся ничтожны (строфа 35 и два первых стиха строфы 36).

III. Земля Духовной Красоты, Мудрости и Интуиции (Сарам Кханд)

Обретая Божественное Знание, человек понимает наставления Истинного Гуру, заключенные в Шабадах (Бани). Поняв наставления Гуру, он стре-
миться жить по ним. Он порывает со своими греховными привычками и очищает свою душу от зла. Он заново вылепливает свою жизнь и свой разум, следуя идеалам веры, добродетели, поклонения Богу и сосредо-
точенности на Боге и его Нам. Он просыпается рано утром. Он следует мудрости Истинного Гуру и отказывается от собственных ничтожных суждений. Теперь его духовные усилия приводят к самореализации и возвышают его душу и мудрость. Всё это придает ему божественную красоту. Его разум, интеллект и мудрость очищаются, и он обретает интуицию. Теперь он достиг Сарам Кханд (строфа 36).

IV. Земля Божественной Милости (Карам Кханд)

Теперь верующий приближается к пятой земле, Земле Милости.
Он молится Богу и любит его. Он ищет его Милости. Бог одаривает его своей милостью. Верующий преисполняется духовной силы и Божествен-
ного Света. Его разум денно и нощно поглощен любовью к Богу и памятью о нем, и он освобождается от Маммона (Майи). Верующий больше не стра-
шится смерти, и она не может коснуться его. В нем постоянно царит высшая радость. Таков Карам Кханд (строфа 37, первая часть).

V. Земля Истины (Сач Кханд)

Затем наступает последняя стадия, и верующий растворяется в Создателе (строфа 37, вторая часть).

назад к оглавлению