Guru Amar DasТретий сикхский Гуру Амардас родился 5 мая 1479 г., всего на 10 лет позже Нанака. Его родители жили в дер. Асарки вблиз современного Амритсара. Они принадлежали к подкасте бхалла касты кхатри и были ревностными вишнуитами. Амардас до зрелых лет тоже был вишнуитом и каждый год совершал паломничество а Харидвар. Однажды во время паломничества некий садху упрекнул Амардаса в том, что у него нет наставника. Амардас задумался и стал искать себе учителя.

Однажды он услышал как кто-то прекрасно исполняет под музыку удивительные стихи. Оказалось, что это его собственная дочь Биби Амро исполняет гимны Гуру Нанака. Амар дас заинтересовался автором гимнов и решил увидеть Гуру Ангада, преемника Нанака. Вместе с дочерью он отправился в Кхадур. Увидев Гуру Ангада, Амар дас понял, что это его Учитель! С этого момента для началась совершенно иная жизнь. Он остался в общине, а позже по просьбе Гуру поселился в Гоиндвале вместе со своей семьёй (женой, двумя сыновьями и двумя дочерьми). Он служил Гуру Ангаду 20 лет с верой и преданностью.

Амардас выполнял свои ежедневные обязанности в общине (приносил дрова, накрывал стол в лангаре…) и всегда старался услужить Гуру. В качестве служения он каждое утро приносил ему воду для омовения из реки Беас, проходя путь в 10 км.

Бхаи Амардас стал сикхским Гуру в возрасте 73 лет по решению Гуру Ангада (1552 г.).
Выбор отца страшно рассердил сына Гуру Ангада по имени Дату. Дату буквально пинками выставил Амардаса из Кхадура. На что Амардас в высшей степени смиренно сказал ему: «Господин, простите меня. Мои жёсткие кости, наверное, повредили ваши ноги». Сначала Гуру поселился в Басарки, а затем вернулся обратно в Гоиндвал² в 1552 году, сделав его центром сикхизма.

В том же году Гуру Амар дас начал копать в Гоиндвале Баоли¹, колодец со ступенями, спускающимися до уровня воды, которые, когда были завершены, привлекли паломников не только из ближних деревень, но и из отдалённых мест. В Гоиндвале Баоли имеет лестницу из 84 ступеней, разделённую на 2 части: левая часть предназначена для мужчин, правая – для женщин. Строительство Баоли было завершено в 1556 г. Баоли стал центром притяжения паломников. Амардас говорил, что тот, кто читая Джапджи, 84 раза³ совершит омовение в баоли, тот обретёт спасение и выйдет из круга рождений и смертей. Так индуисткая традиция совершать паломничества к тиртхам проросла в сикхизме. Новообращённые сикхи (бывшие индуисты и мусульмане) не могли быстро отказаться от своих привычек посещать святые места и совершать омовения.

Гоиндвал во времена Гуру Амардаса стал центром ежегодной ярмарки по случаю праздника Байсакхи, который Гуру начал отмечать в Гоиндвале. Гуру Амардас также сделал лангар неотъемлемой деятельностью сообщества сикхов, и он настоял на том, чтобы любой, кто хотел его видеть, должен был сначала съесть еду в лангаре, создав пословицу «Пехлай Пангат тай пикчхай Сангат» – сначала посиди в «Сообществе на полу», а затем уже присоединяйся к «Компании певцов».

Гуру Амардас оказался очень талантливым организатором. При нём сикхская община стала религиозным сообществом со своими установлениями на все случаи жизни и строгой организацией и структурой. Община получила название сангат. Все обычаи и порядки, заведённые при первых двух Гуру укреплялись и развивались. Ежедневно проводился киртан, совместное моление.

Гуру Амар Дас Джи разработал новую систему распространения сикхской веры в отдаленных местах, известную как Система Манджи. Он обучил 146 разъездных проповедников (из них 52 были женщины!) и они отправились в разные части Индии для распространения сикхского вероучения. Параллельно они обучали новообращённых сикхов письму и арифметике.
Гуру Амардас очень ревностно пропагандировал и распространял сикхскую веру. Он создал в стране 26 манджи, сикхские молитвенные дома, вокруг которых создавались местные сангаты. Сикхи, возглавлявшие манджи не только распространяли вероучение, но и собирали пожертвования, которые затем доставлялись Гуру. В числе руководителей манджи было 4 женщины!

Амардас определил три постоянных праздника для сикхской общины: Дивали, Байсакхи и Магхи. В эти дни сикхи должны были собираться вместе возле Гуру. Это способствовало укреплению связей и росту чувства общности в сангате.

Амардас разъяснил сикхам как именно они должны выполнять обряды, связанные с рождением ребёнка, свадьбой и похоронами.
Он также прекратил практику сати (сожжение или самосожжение вдовы), которая была распространена в индуизме.

Амардас был замечательным поэтом, он написал много гимнов, 907 из них вошли позднее в Ади Грантх.
В Гоиндвале Гуру Амардас написал бани Ананд Сахиб.

В Гоиндвале Гуру Амардас Джи встретил Гуру Рам Даса, следующего, четвёртого, Гуру. Гуру Арджан также родился там 15 апреля 1563 года. Гоиндвал иногда называют осью сикхизма, поскольку он был первым крупным центром сикхской веры.

Перед своей смертью в Бхадон Суди 1 сентября 1574 года Гуру Амар Дас выбрал Бхаи Джетху [своего зятя] своим духовным преемником. Бхай Джетха стал Гуру Рам Дасом, Четвертым Гуру сикхов.


¹ Баоли – крытая купальня-колодец.
Одна сторона лестницы предназначена для использования женщинами, а другая – мужчинами.

² Гоиндвал также известен как Гоиндвал Сахиб, расположен примерно в 23 км от Тарн Таран Сахиб.

³ источник – книга Сикхизм, Е.Н.Успенская, И.Ю.Котин